Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

народа или расы, кроме отдельных людей действуют также и вполне

действительные души семей и народов, духи рас; более того,

отдельные люди, в известном смысле, суть только исполнительные

органы этих семейных душ, духов, рас и т.д.. С полной истиной

можно сказать, что душа народа пользуется, например,

каким-нибудь отдельным, принадлежащим ее народу человеком для

выполнения определенных задач. Душа народа не спускается до

чувственной действительности. Она пребывает в высших мирах. И

чтобы действовать в физически-чувственном мире, она пользуется

физическими органами отдельного человека. В высшем смысле это

происходит совершенно также, как архитектор, для выполнения

деталей здания пользуется рабочими. - В самом истинном смысле

слова, каждый человек получает свою работу от души семьи,

народа или расы. Но чувственный человек отнюдь не посвящается в

высший план своей работы. Он работает бессознательно над целями

души народа, расы и т.д.. С момента встречи со 'Стражем порога'

ученик должен не только узнать свои собственные личные задачи,

он обязан сознательно работать над задачами своего народа и

своей расы. Всякое расширение его кругозора возлагает на него

непременно и более обширные обязанности. - При этом

действительный процесс заключается в том, что к своему более

тонкому душевному телу ученик присоединяет еще новое тело. Он

облекается еще в одно одеяние. До сих пор он проходит через мир

в оболочках, облекавших его личность, а о том, что он должен

был делать для своего сообщества, для своего народа, для своей

расы и т.д., об этом заботились духи, которые пользовались его

личностью. - Дальнейшее разоблачение, совершаемое ему 'Стражем

порога' состоит теперь в том, что отныне эти духи отнимают у

него свою помощь. Он принужден совершенно выступить из всякого

сообщества. И он совсем застыл бы в самом себе, в своей

отдельности, он пошел бы навстречу гибели, если бы отныне он

сам не приобрел бы для себя тех сил, которые присущи духам

народов и рас. Хотя многие скажут: 'О, я совершенно освободился

от всех родовых и расовых связей; я хочу быть только

'человеком' и ничем иным, как 'только человеком''. Но им надо

ответить: 'Кто же привел тебя к этой свободе? Разве не твоя

семья поставила тебя в мире в то положение, которое ты в нем

теперь занимаешь? Разве не твое племя, твой народ, твоя раса

сделали тебя тем, что ты есть? Они воспитали тебя; и если ты

поднялся над всеми предрассудками и стал одним их светоносцев и

благодетелей для своего племени или даже для своей расы, то

этим ты обязан их воспитанию. И даже когда ты говоришь о себе,

что ты 'только человек', то и этим - тем, что ты стал таковым,

- ты обязан духам 'твоих сообществ'. - Но только духовный

ученик действительно узнает, что значит быть совсем оставленным

духами народа, племени или расы. Только он узнает на себе

самом, как мало значения имеет такое воспитание для той жизни,

которая ему предстоит. Ибо все, что было ему приютом,

совершенно уничтожается, благодаря разрыву между волей,

мышлением и чувством. Он оглядывается теперь назад, на

результат своего прежнего воспитания, как мы взглянули бы на

дом, рассыпавшийся на отдельные кирпичи, который теперь

предстоит снова выстроить по новому плану. И это опять нечто

большее, чем простой символ, когда говорят: После того, как

'Страж порога' высказал свои первые требования, на том месте,

где он стоит, поднимается вихрь, который гасит все духовные

светочи, освещавшие дотоле путь жизни. И полная тьма

расстилается перед учеником. Она нарушается только сиянием,

излучаемым самим 'Стражем порога'. И из тьмы звучат его

дальнейшие увещевания: 'Не переступай моего порога, пока тебе

не стало ясным, что отныне ты сам будешь освещать тьму перед

собой; и не делай ни одного шага дальше, пока ты не приобрел

уверенности, что у тебя достаточно горючего вещества в твоей

собственной лампаде. В будущем ты будешь