Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

непререкаемо изложить свои факты).

Одному молодому человеку предстоял экзамен, который должен

был иметь решающее значение для всей его будущей жизни. Он

долгое время напряженно работал и поэтому накануне строгого

испытания был чрезвычайно утомлен. На следующий день он должен

был ровно в восемь часов утра предстать перед своей

экзаменационной комиссией. Он хотел спокойно проспать ночь

перед решением, но боялся, что вследствие усталости не сможет

сам проснуться вовремя. Поэтому он позаботился, чтобы жившее в

соседней комнате лицо, разбудило его в шесть часов стуком в

дверь. Таким образом, успокоенный, он мог заснуть. Однако утром

он проснулся не от того, что его разбудил сосед, а вследствие

сновидения. Он услыхал шесть громких выстрелов из ружья и при

шестом проснулся. Его часы - которые были без боя - показывали

шесть часов. Он оделся, а через полчаса сосед постучал к нему в

дверь. На самом деле только теперь было шесть часов. Ибо его

часы за ночь случайно ушли вперед на полчаса. Разбудившее его

сновидение руководилось, таким образом, неверно идущими часами.

- Что же произошло здесь? Душа молодого человека оставалась

деятельной во время сна. Благодаря тому, что с вечера он

направил свою душевную деятельность на часы, связь между душой

и часами оставалась всю ночь. И утром душа сама, можно сказать,

стояла на 'шести', как и часы. И эта деятельность души

сообщилась человеку благодаря описанному символическому

сновидению, которым он был пробужден. О 'случайном'

пробуждении, благодаря дневному свету или чему-либо подобному,

не может быть речи, ибо душа сообразовывалась ведь не с

действительным временем, а с неверно идущими часами. Итак, душа

бодрствовала, как верный страж, в то время, как физический

человек спал. - Таким образом, во сне отсутствует не

деятельность души, а сознание этой деятельности.

Когда же благодаря духовному ученичеству, жизнь сна у

человека изменяется в том смысле, как это было описано в

прошлой главе, то он получает возможность сознательно следить

за всем, происходящем вокруг него; он может свободно

ориентироваться в окружающем его мире, как это бывает с его

переживаниями во время бодрствования в повседневной жизни,

благодаря обыкновенным органам чувств. Если бы молодой человек

в вышеупомянутом примере был ясновидящим, он мог бы сам во

время сна наблюдать часы и сам разбудить себя. При этом надо

однако заметить, что восприятие обычного окружающего мира

чувств предполагает уже более высокую степень ясновидения. (На

это уже было указано в предыдущей главе). В начале развития

духовный ученик воспринимает только вещи, принадлежащие к

другому миру, не будучи еще в состоянии уловить их связи с

предметами окружающей его повседневной чувственной Среды.

Эти явления, выяснившиеся нам на приведенных характерных

примерах из жизни сновидений и сна, постоянно имеют место у

человека. Душа живет непрерывно в высших мирах и пребывает

деятельной в них. Она черпает их этих высших миров побуждения,

посредством которых она постоянно воздействует на физическое

тело. Но только для человека эта его высшая жизнь остается

бессознательной. Духовный же ученик доводит ее до сознания.

Через это его жизнь вообще изменяется. Пока душа не стала

видящей в высшем смысле, она ведется стоящими выше ее мировыми

существами. И как жизнь слепого, прозревшего благодаря

операции, становится иной, чем она была прежде, когда он

принужден был полагаться на водительство, так изменяется и

жизнь человека благодаря оккультному обучению. Он вырастает из

этого водительства и должен отныне сам взять на себя

водительство собою. Как только это наступает, он, понятно,

становится подвержен заблуждениям, о которых и не подозревает

обыкновенное сознание. Он действует теперь из того мира; откуда

прежде бессознательно для него самого влияли на него высшие

силы. Эти высшие силы