Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

оккультного обучения этого никому не нужно. Для этой цели

нужно, чтобы человек именно в том положении, в котором он

находится, делал все, что только возможно для своего телесного

и душевного здоровья. Всякий труд может быть полезным для

целого человечества; и гораздо больше величия для человеческой

души уяснить себе степень необходимости незначительной и, может

быть, даже неприглядной работы для этого целого, нежели думать:

'Эта работа для меня слишком ничтожна, я призван к другому'. -

Особенно важно для оккультного ученика стремление к

совершенному духовному здоровью. Нездоровая душевная и

умственная жизнь во всяком случае удаляет его от путей к высшим

познаниям. Ясное, спокойное мышление, верное ощущение и

чувствование являются здесь главной основой. Больше всего

должен духовный ученик удаляться от склонности к фантазерству,

к возбужденности, нервности, экзальтации, фанатизму. Он должен

усвоить себе здоровый взгляд не все обстоятельства жизни;

должен уметь уверенно разбираться в жизни; должен спокойно

давать самим вещам говорить к себе и воздействовать на себя. Он

должен стараться везде, где нужно, отдавать должное жизни. Все

чрезмерное, одностороннее должно быть устранено из его суждений

и ощущений. Если бы это условие не было выполнено, духовный

ученик вместо высших миров вступил бы в мир собственной

фантазии, вместо истины для него получили бы значение его

излюбленные мнения. Для духовного ученика лучше быть 'трезвым',

нежели экзальтированным и фантазером.

Второе условие - чувствовать членом всеобщей жизни. В

исполнении этого условия заключено многое. Но каждый может

исполнять его только по-своему. Если я - воспитатель и мой

ученик не отвечает моим желаниям, то я должен направить мое

чувство прежде всего не против него, а против самого себя. Я

должен почувствовать себя настолько единым с моим учеником,

чтобы спросить себя: 'Не является ли недостаток в моем ученике

последствием моего собственного поступка'. Чем направлять свое

чувство против него, я лучше подумаю, как мне поставить себя

так, чтобы в будущем ученик мог лучше отвечать моим

требованиям. Благодаря такому настроению постепенно изменяется

весь склад мышления человека. Это одинаково относится как к

самому малому, так и к самому великому. Исходя из этого

настроения я иначе смотрю, например, на преступника, чем

прежде. Я удерживаюсь от осуждения и говорю себе: 'Я такой же

человек, как и он. Может быть, только воспитание, полученное

мною в силу внешних обстоятельств, предохранило меня от его

участи'. Тогда я прийду, пожалуй, к мысли, что этот брат мой

был бы другим, если бы учителя отдали ему свой труд,

потраченный ими на меня. Я подумаю, что мне досталось нечто,

чего он был лишен. И тогда я буду уже не так далек и от

представления, что я только член всего человечества и вместе с

ним ответственен за все происходящее. Этим вовсе не сказано,

что подобная мысль должна немедленно перейти во внешние

агитационные поступки. Они должны тихо воспитываться в душе.

Тогда она совсем постепенно отразиться и во внешнем поведении

человека. Но в этих вещах каждый может начать преобразование,

конечно, с самого себя. Совершенно бесплодно предъявлять в духе

этих мыслей общие требования ко всему человечеству. Легко

составить себе суждение о том, какими люди должны быть; но

духовный ученик работает в глубине, а не на поверхности.

Поэтому было бы совсем неправильным приводить указанное здесь

требование оккультных учителей в связи с каким-либо внешним,

хотя бы, например, политическим требованием, с которым духовное

обучение не может иметь ничего общего. Политические агитаторы

обыкновенно 'знают', чего нужно требовать от других людей, но о

требованиях к самим себе у них реже бывает речь.

С этим непосредственно связано третье условие, необходимое

для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к

убеждению, что