Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

чувства,

что существует нечто высшее нас, то мы не найдем в себе также и

силы развиваться вверх, к высшему. Посвященный только таким

путем завоевал себе силу поднять голову к высотам познания, что

низвел свое сердце в глубины благоговейного почитания.

Подняться к высотам духа можно, только проходя через врата

смирения. Настоящего знания ты можешь достигнуть только

научившись уважать это знание. Человек, несомненно вправе

открывать глаза навстречу свету; но он должен завоевать себе

это право. В духовной жизни есть также законы, как и в

материальной. Натри стеклянную палочку соответствующим

веществом, и она наэлектризуется, то-есть она получит силу

притягивать малые тела. Это соответствует закону природы. Кто

хоть сколько-нибудь учился физике, знает это. И точно так же

всякий, знакомый с основными началами тайноведения, знает, что

каждое развиваемое в душе чувство истинного благоговения

пробуждает силу, которая рано или поздно может подвинуть нас

вперед в познании.

Кто обладает по наклонности благоговейными чувствами, или

кто имел счастье взрастить их в себе благодаря соответствующему

воспитанию, тот принесет с собой много благоприятных условий,

если он в дальнейшей жизни будет искать доступа к высшим

познаниям. Кто не принесет с собой подобной подготовки, для

того на первой же ступени пути познания возникнет много

затруднений, если он не начнет путем самовоспитания настойчиво

порождать в себе благоговейное настроение. В наше время

особенно важно обратить на этот момент все внимание. Наша

цивилизация гораздо больше склонна к критике, к суду и

суждению, нежели к благоговению и самоотверженному преклонению.

У нас даже дети гораздо больше критикуют, чем самоотверженно

преклоняются. Но всякая критика, всякое осуждение настолько же

разрушает душевные силы, насколько самоотверженное преклонение

их разбивает. Этим мы не хотим ничего сказать против нашей

цивилизации. Дело здесь идет вовсе не о том, чтобы критиковать,

эту нашу цивилизацию. Именно критике, самосознательному

суждению и словам: 'все исследуйте и лучше сохраняйте', мы

обязаны величием нашей культуры. Никогда человек не достиг бы

ни науки, ни промышленности, ни средств сообщения, ни правовых

отношений нашего времени, если бы он всюду не применял критики,

если бы он не прилагал ко всему мерки своего суждения. Но

выигранное нами таким образом во внешней культуре мы должны

были оплатить соответствующим ущербом в высшем познании, в

духовной жизни. Следует подчеркнуть, что в высшем познании дело

идет о преклонении не перед людьми, а перед истиной и

познанием.

Но одно должен уяснить себе каждый: то, что человеку,

совершенно погруженному в поверхностную цивилизацию наших дней,

очень трудно проникнуть к познанию высших миров. Он может

достигнуть этого только при настойчивой работе над собой. В те

времена, когда условия материальной жизни были проще, был легче

достижим и духовный подъем. Достойное преклонения и почитаемое

священным больше выделялось тогда над прочими мирскими

отношениями. В критическую эпоху идеалы понижаются. Другие

чувства выступают на свет вместо преклонения, почитания и

удивления. Наша эпоха все больше оттесняет назад эти чувства,

так что повседневная жизнь лишь в очень незначительной степени

приводит человека в соприкосновение с ними. Искатель высшего

познания должен породить их в себе. Он должен сам вливать их в

душу. Этого нельзя достигнуть путем изучения. Это можно сделать

только путем жизни. Желающий стать учеником тайноведения должен

поэтому настойчиво воспитывать в себе способность к

благоговейному настроению. Он должен везде вокруг себя, в своих

переживаниях, находить то, что может понудить его к удивлению,

к почитанию. Если при встрече с человеком я осуждаю его

слабости, я похищаю этим у себя высшую силу познания; но если я

любовно стараюсь углубиться в его достоинства, я накапливаю