Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

не должен упускать из виду никакого случая,

могущего обеспечить ему постоянное господство над всем его

существом; он никогда не должен терять присутствия духа или

способности спокойно обозревать все встречающиеся ему жизненные

положения. Впрочем, настоящее духовное обучение, в сущности,

само собой создает в нем все эти свойства. И во время этого

обучения человек знакомится с опасностями только тогда, когда

им одновременно уже бывает достигнута полная сила, чтобы в

нужное мгновение устранить их со своего пути.


Страж порога.


Важными событиями при восхождении в высшие миры являются

встречи со 'Стражем порога'. Существуют не один, а в сущности,

два 'Стража порога' - 'Малый' и 'Великий'. С первым человек

встречается тогда, когда связующие нити между волей, мышлением

и чувством внутри более тонких тел (астрального и эфирного)

начинают ослабевать, как это было показано в предыдущей главе.

Перед 'Великим' же 'Стражем порога' человек предстает, когда

расторжение связей распространяется и на части физического тела

( прежде всего - на головной мозг).

'Малый Страж порога' есть самостоятельное существо. Его

нет для человека, пока последний не достиг соответствующей

ступени развития. Здесь могут быть отмечены лишь некоторые из

его наиболее существенных особенностей.

Прежде всего попытаемся представить в повествовательной

форме встречу духовного ученика со 'Стражем порога'. Только

благодаря этой встрече ученик узнает, что мышление, чувство и

воля освободились у него от своей, им прирожденной связи.

Перед учеником стоит несомненно ужасное, призрачное

существо. Ему необходимо все присутствие духа и все доверие к

правильности своего пути познания, которое он, впрочем, мог

постепенно приобрести заранее, во время своего ученичества.

'Страж' возвещает о своем значении приблизительно в

следующих словах: 'До сих пор над тобой господствовали силы,

остававшиеся невидимыми для тебя. Благодаря им во время прежних

жизней каждое из твоих добрых дел получало свою награду, и

каждый из твоих дурных поступков влек за собой свои худые

последствия. Благодаря их влиянию из твоих жизненных опытов и

из твоих мыслей созидался твой характер. Они обуславливали твою

судьбу. Они определяли меру радости и страдания, назначенную

тебе в каждом твоем воплощении, сообразно твоему поведению в

прежних воплощениях. Они господствовали над тобой в качестве

всеобъемлющего закона кармы. Отныне эти силы отчасти освободят

тебя от своего водительства. И тебе должно будет самому

производить часть той работы, которую они выполняли над тобой.

- Тебя постигал прежде тот или иной тяжелый удар судьбы. Ты не

знал: почему? Это было последствием пагубного поступка в одной

из твоих предыдущих жизней. Ты встречал счастье и радость и

принимал их. Они также были последствием прежних поступков. В

твоем характере у тебя есть прекрасные черты, но есть и

некрасивые пятна. И то и другое создано тобой самим, благодаря

твоим переживаниям и мыслям. До сих пор ты не знал их; тебе

были открыты только последствия. Но кармические силы, они

видели все твои прежние жизненные деяния, твои сокровенные

мысли и чувства. И по ним они определяли, каким тебе быть и как

жить теперь.

Но теперь для тебя самого должны быть открыты все добрые и

все худые стороны прошедших жизней. До сих пор они были вотканы

в твое собственное существо, они были в тебе, и ты не мог их

видеть, как ты не можешь видеть физически своего собственного

мозга. Теперь они высвобождаются из тебя, они выступают наружу

из твоей личности. Они принимают самостоятельный образ, который

ты можешь видеть, как ты видишь камни и растения внешнего мира.

И вот я сам - то существо, которое соткало себе тело из твоих

благородных и твоих худых дел. Мой призрачный образ соткан их

счетной книги твоей собственной жизни. Невидимо носил ты меня

до сих пор в себе самом. И то, что это было так, было благом

для тебя. Ибо