Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

теперь в моей фантазии, это будет впоследствии

действительно вызвано наружу из семени силами земли и света.

Если бы предо мной была искусственная вещь, до иллюзии похожая

на семя, так что мои глаза не могли бы отличить ее от

настоящего семени, то никакие силы земли и света не могли бы

извлечь из нее растения. Кто совершенно уяснит себе эту мысль и

внутренне переживет ее, тот сможет с правильным чувством

образовать и следующую мысль. Он скажет себе: в семени покоится

уже скрытым образом - как сила целого растения - то, что

позднее вырастет из него. В искусственном подражании этой силы

нет. И все же для моих глаз они оба одинаковы. И так, в

настоящем семени содержится нечто невидимое , чего нет в

подражании. На это невидимое и надо направить чувство и мысли.

(Если бы кто-нибудь на это возразил, что при более точном

микроскопическом исследовании всегда можно отличить подражание

от настоящего семени, то он только показал бы этим, что не

понял, в чем здесь дело. Важно вовсе не то, что мы на самом

деле имеем перед собой чувственным образом, а то, чтобы развить

на этом упражнении свои душевно-духовные силы). Надо

представить себе: это невидимое превратится впоследствии в

видимое растение, которое я буду иметь перед собой в образе и

красках. Нужно проследить эту мысль: невидимое сделается

видимым. Если бы я не мог мыслить, то я не мог бы уже теперь

получить весть о том, что станет видимым только впоследствии.

Особенно отчетливо надо подчеркнуть: то, что человек

мыслит при этом, он должен также и интенсивно прочувствовать.

Нужно в тишине, и не примешивая других, отвлекающих мыслей,

пережить в себе одну только эту, вышеуказанную мысль. И нужно

дать себе время, чтобы мысль и связанное с ней чувство успели

как бы внедриться в душу. - Если делать это надлежащим образом,

тогда через некоторое время - возможно, что только после многих

попыток - ощутят в себе силу. И эта сила создаст новое

созерцание. Семя предстанет как бы заключенным в маленькое

световое облако. Его можно будет ощутить чувственно-духовным

образом, как особого рода пламя. По отношению к середине этого

пламени ощущение будет такое, какое бывает при впечатлении

лилового цвета, а по отношению к краям - какое бывает при

голубоватом цвете. - Здесь появляется то, чего мы прежде не

видели, и что создано силой мысли и чувства, которую мы в себе

возбудили. То, что чувственно было невидимо, то растение,

которое лишь впоследствии станет видимым, открывается здесь

духовно-видимым образом.

Понятно, что иной человек сочтет все это за иллюзию.

Многие скажут: 'Что мне до подобных видений, до подобных

фантастических призраков? И иные отпадут и не будут продолжать

путь. Но как раз в эти-то трудные моменты человеческого

развития и бывает особенно важно уметь не смешивать между собой

фантазию и духовную действительность. А затем надо иметь

мужество настойчиво идти вперед и не впадать в боязливость и

малодушие. Но с другой стороны нужно, конечно, помнить о

необходимости постоянно развивать в себе здравое чувство,

могущее различать истину от обмана. Во время этих упражнений

человек никогда не должен терять вполне сознательного

господства над собой. Так же уверенно, как он мыслит о вещах и

процессах обыденной жизни, должен он мыслить и здесь. Было бы

плохо, если бы он впал в мечтательность. В каждое мгновение

должен он сохранять полную ясность, чтобы не сказать -

трезвость рассудка. И было бы величайшей ошибкой, если бы

благодаря этим упражнениям человек утратил свое равновесие,

если бы он перестал судить о вещах обыденной жизни так же

здраво и ясно, как он делал это прежде. Поэтому духовный ученик

должен непрестанно испытывать себя, не утратил ли он своего

равновесия, остался ли он самим собою в условиях своей обычной

жизни. Твердое спокойствие в самом себе, ясное сознание по

отношению ко всему - вот, что ему