Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

еще одно. Это есть нечто такое, необходимость чего будет, может

быть, первоначально очень мало понятной для духовного ученика.

Но впоследствии он это поймет.

То, что должен принести с собой посвящаемый, это есть в

некотором отношении развитое мужество и бесстрашие. Духовный

ученик обязан прямо-таки искать случая развить в себе эти

добродетели. В тайноведческой школе пришлось бы совершенно

систематически развивать их. Но и сама жизнь является в этом

направлении также хорошей духовной школой, а может быть и самой

лучшей. Духовный ученик должен уметь спокойно смотреть в лицо

опасности и быть готовым без робости преодолевать затруднения.

Перед лицом опасности он должен, например, он должен воспрянуть

к такому ощущению: мой страх ни в каком смысле не принесет мне

пользы; у меня не должно быть его совсем; я должен думать

только о том, что мне надо сделать. И он должен добиться, чтобы

в тех случаях, в которых он прежде бывал боязливым, отныне

всякое 'чувство страха' и 'упадок духа' - по крайней мере в

самом подлинном внутреннем ощущении - стали для него

невозможны. Самовоспитанием в этом направлении человек

развивает в себе вполне определенные силы, необходимые ему,

если он хочет быть посвящен в высшие тайны. Как физическому

человеку нужна нервная сила, чтобы пользоваться своими

физическими чувствами, так и душевный человек нуждается в той

силе, которая развивается только в мужественных, бесстрашных

натурах. - Ибо, проникая к высшим тайнам, человек видит вещи,

остающиеся скрытыми для обыкновенного человека, благодаря

иллюзии внешних чувств. Не позволяя нам созерцать высшей

истины, физические чувства тем самым являются благодетелями

человека. Благодаря им от него скрыты вещи, которые, без

подготовки, повергли бы его в безмерное смущение и зрелища

которых он не мог бы перенести. Духовный ученик должен сначала

дорасти до этого зрелища. Он лишается во внешнем мире некоторых

опор, которыми он был обязан тому обстоятельству, что был

погружен в иллюзию. Это происходит действительно и в буквальном

смысле слова так, как если бы человеку указали на опасность, в

которой он уже давно находится, но только ничего о ней не знал.

Прежде у него не было никакого страха, теперь же, когда он об

этом узнал, его охватывает страх, хотя опасность, благодаря его

знанию, не стала больше.

Силы мира действуют и разрушительно и созидательно: удел

внешних существ - возникновение и прехождение. В деятельности

этих сил, в ход этой судьбы должен проникать взор ведающего.

Покров, простертый в обычной жизни перед духовными очами,

должен быть удален. Но сам человек тесно переплетен с этими

силами и с этой судьбой. В его собственной природе есть

разрушительная и созидательная силы. И как перед взором

ясновидящего раскрываются все остальные вещи, в такой же мере

без покрова предстает самой себе и его душа. Духовный ученик не

должен терять сил перед лицом такого самопознания; а он только

тогда не ощутит недостатка в них, если принесет с собой избыток

сил. Для этого он должен научиться в трудных обстоятельствах

жизни сохранять внутреннее спокойствие и уверенность; он должен

воспитать в себе крепкое доверие в добрые силы бытия. Ему надо

быть готовым к тому, что многие из побуждений, до сих пор

руководивших им, не будут им больше руководить. Ибо он

принужден будет осознать, что многое он до сих пор делал и

думал только потому, что был погружен в неведение. Мотивы

такого рода, какие были у него до сих пор, теперь для него

отпадут. Иное он делал из тщеславия; теперь он увидит, как

невыразимо ничтожно тщеславие для ведающего. Иное он делал из

алчности; теперь он узнает, как разрушительна всякая алчность.

Ему придется развить совсем новые побуждения к действию и

мышлению. А для этого и необходимы как раз мужество и

бесстрашие.

В особенности важно воспитать это мужество и бесстрашие в

самой внутренней глубине мыслительной