Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

раздражение. Но в

духовном ученике в этом случае тотчас же возникает мысль: 'Это

оскорбление ничего не меняет в моем достоинстве'; и тогда он

спокойно и невозмутимо, а не из раздражения, предпринимает то,

что надлежит сделать против оскорбления. Конечно, дело вовсе не

в том, чтобы, например, просто сносить всякое оскорбление, а в

том, чтобы отвечать на оскорбление своей собственной личности

столь же спокойно и уверенно, как если бы оно было нанесено

другому, которого мы имеем право защищать от оскорблений. -

Всегда нужно помнить, что духовное ученичество протекает не в

грубых внешних процессах, но в тонких и тихих превращениях

жизни чувств и мыслей.

Терпение действует притягательно на сокровища высшего

знания, а нетерпение действует на них отталкивающим образом.

Торопливостью и беспокойством ничего нельзя достигнуть в высших

областях бытия. Прежде всего должны умолкнуть желание и

вожделение. Это свойства души, перед которыми пугливо отступает

всякое высшее знание. Как бы ни было ценно все высшее познание,

но чтобы оно могло прийти к нам, нельзя его желать. Кто хочет

иметь его ради самого себя, никогда его не достигнет. - Для

этого требуется прежде всего быть правдивым перед самим собой в

самой глубине души. Нужно ни в чем не обманываться относительно

себя. Надо с внутренней правдивостью смотреть в лицо своим

собственным ошибкам, слабостям и недостаткам. - В то мгновение,

когда ты извиняешь перед собой какую-нибудь свою слабость, ты

кладешь себе камень на пути, ведущим тебя ввысь. Эти камни ты

сможешь устранить только посредством ясного познания себя.

Существует единственный путь оставить свои слабости и

недостатки, - это правильно познать их. В душе человека дремлет

все и все может быть пробуждено. Свой рассудок и разум человек

может также исправить, если он спокойно и невозмутимо уяснит

себе, почему он слаб в этом отношении. Конечно, такое

самопознание трудно, ибо соблазн самообмана непомерно велик.

Кто приучит себя к правдивости перед самим собой, тот откроет

себе врата высшего прозрения.

У духовного ученика должно исчезнуть всякое любопытство.

Он должен как можно больше отучиться от вопросов о вещах,

которые он хочет знать только для удовлетворения своей личной

любознательности. Он должен спрашивать только о том, что может

послужить ему к усовершенствованию его существа на служении

развитию. Но при всем том радость знания и преданность ему

отнюдь не должны ослабевать в нем. Он должен благоговейно

прислушиваться ко всему, что служит для этой цели и искать

всякого повода для такого благоговения.

В особенности необходимо для духовного развития воспитание

жизни желаний. Совсем не нужно становиться лишенным всяких

желаний. Ибо всего, чего нам надо достигнуть, мы должны также и

желать. И желание всегда осуществляется, если за ним стоит одна

совсем особая сила. Эта сила происходит из правильного

познания. 'Никак не желать, пока ты в данной области не

приобрел истинного знания', - одно из золотых правил для

духовного ученика. Мудрец учится сначала познанию законов мира

и тогда его желания становятся силами, которые осуществляются.

- Приведем здесь пример, поясняющий это. Многие, наверное,

пожелают посредством собственного созерцания узнать что-либо до

своей жизни до рождения. Это желание вполне бесцельно и

бесплодно, пока желающий путем духовного обучения, не

приобретет познания законов - и при том в их самых тонких и

нежных чертах - о сущности вечного. Когда же он действительно

усвоит себе это познание и затем захочет пойти дальше, то его

очищенное и облагороженное желание послужит ему на помощь.

Бесполезно также говорить: да, я хочу обозреть мою

предыдущую жизнь и для этой именно цели буду учиться.

Необходимо наоборот, быть в состоянии совершенно отбросить это

желание, с корнем вырвать его из себя и учиться сначала без

этого намерения. Надо развить в себе радость и преданность