Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

прибавлять, что во время самого сна

ученик сначала имеет дело с другой действительностью, отличной

от окружающего чувственного мира, в котором находится тело. Ибо

человек учится и должен учится - дабы продолжать твердо стоять

на почве чувственного мира и не сделаться фантастом - связывать

высшие переживания сна с окружающим чувственным миром. Но

первоначально переживаемый во сне мир является совершенно новым

откровением. - В тайноведении эту важную ступень, состоящую в

сознательности во время сна, называют постоянством

(непрерывностью) сознания. (Описанное здесь состояние является

на известной ступени развития своего рода 'идеалом', лежащим в

конце долгого пути. Сначала ученик бывает знаком только с двумя

состояниями - с сознанием при таком душевном строе, при котором

у него прежде были возможны только беспорядочные сновидения, и

с сознанием при другом строе, при котором был возможен только

бессознательный сон без сновидений. Затем он узнает и третье

состояние, хотя, само собой разумеется, ему никогда не удастся

совершенно перестать платить дать обыкновенному сну).

У человека, достигшего этой ступени, опыт и переживание не

прекращаются и в те промежутки времени, когда его физическое

тело покоится и чувственные органы не доставляют душе никаких

впечатлений.


Расщепление личности во время духовного ученичества.


Во время сна человеческая душа не получает сообщений со

стороны физических органов чувств. Восприятия обыкновенного

внешнего мира не притекают к ней в этом состоянии. Она

находится в известном отношении действительно вне той части

человеческого существа, которая называется физическим телом и

которая во время бодрствования обуславливает восприятия чувств

и мышление. Она сохраняет тогда связь лишь с более тонкими

телами (с эфирным и с астральным), ускользающими от наблюдения

физических чувств. Но деятельность этих более тонких тел не

прекращается во время сна. Подобно тому, как физическое тело

состоит в связи с вещами и существами физического мира и как

оно испытывает воздействия с их стороны и само воздействует на

них, также живет и душа в высшем мире. И эта жизнь продолжается

во время сна. Действительно, во время сна душа пребывает в

полной подвижности. Но только человек ничего не может знать об

этой своей собственной деятельности, пока у него не будет

высших органов восприятия, благодаря которым он может так же

хорошо наблюдать во время сна все, происходящее вокруг него и

совершаемое им самим, как он наблюдает посредством своих

обыкновенных чувств в дневной жизни, в окружающем его

физическом мире. Оккультное обучение состоит (как было показано

в предыдущих главах) в выработке этих духовных органов чувств.

Из таких примеров, как нижеследующий, можно уяснить себе

из области сновидений и сна, каким образом с ее более тонкими

телами развивает свою деятельность в промежутки покоя

физического тела. Приводимый здесь пример не есть какая-нибудь

выдуманная 'нянюшкина сказка', а действительный случай из

жизни, проверенный при помощи всех приемов и со всеми

предосторожностями, вменяемыми в обязанность ясновидческому

исследованию. И приводится он не для так называемого

доказательства, а для наглядного пояснения (Это говорится здесь

по той причине, что суеверие материалистического мировоззрения

при сообщении о подобных фактах всегда спешит возразить, что

эти случаи ничего не доказывают. Ибо с точки зрения этого

суеверия они все основаны на заблуждении и неточных

наблюдениях. В ответ на это надо подчеркнуть, что ясновидческое

исследование вовсе не нуждается в таких косвенных

'доказательствах'. Его знание получается непосредственно через

высшее созерцание. Но оно пользуется соответствующими фактами

для пояснения того, что оно хочет сказать. Для установления

своих истин у него есть совсем другие средства, чем какими

пользуется материалистическая школьная мудрость, когда хочет