Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

познаваемому без указанного намерения. Ибо только таким путем

человек научается в то же время желать таким образом, чтобы

желание могло повлечь за собой свое исполнение.


x x x


Когда я бываю в гневе или раздражаюсь, я воздвигаю в мире

души вокруг себя стену, и ко мне не имеют доступа силы,

работающие над развитием моих душевных очей. Если, например,

человек раздражает меня, то он посылает в мир душ душевный

поток. Я до тех пор не могу видеть этого потока, пока я еще

способен раздражаться. Мое раздражение застилает его от меня.

Но не следует думать, что у меня тотчас же душевное

(астральное) зрение, как только я перестану раздражаться. Ибо

для этого необходимо сначала, чтобы у меня развилось духовное

око. Задаток этого ока есть в каждом человеке. И пробуждается

оно также не сразу, как только человек немного поборет свою

раздражительность. Нужно, напротив, продолжать эту борьбу и

терпеливо все снова и снова возвращаться к ней; и тогда человек

однажды заметит, что у него развилось это душевное око.

Конечно, раздражение является не единственным, что нужно

побороть с этой целью. Многие впадают в нетерпение или начинают

сомневаться, после того, как они долгие годы боролись с

некоторыми своими душевными свойствами, и все же у них не

наступило ясновидения. Но это значит тогда, что они работали в

себе над одними свойствами, а другим давали разрастаться с тем

большей силой. Дар ясновидения наступает только тогда, когда

побеждены все свойства, не позволяющие проявиться

соответственным дремлющим способностям. Правда, зачатки видения

(или слышания) появляются и раньше: но это нежные ростки,

которые легко подвержены всевозможным ошибкам и столь же легко

отмирают, если человек не продолжает тщательно охранять и

беречь их.

К числу свойств, которые необходимо преодолеть наравне с

гневом и раздражительностью принадлежат, например, также:

робость, суеверие и склонность к предрассудкам

(предосуждениям), тщеславие и честолюбие, любопытство и

излишняя откровенность, различное отношение к людям в

зависимости от их внешнего положения, пола или племени и т.д..

В наше время довольно трудно понять, что преодоление подобных

свойств может иметь какое-либо отношение к повышению

познавательной способности. Но каждый тайновед знает, что от

подобных вещей зависит гораздо больше, чем от развития ума или

от выполнения искусственных упражнений. Но здесь особенно легко

может возникнуть недоразумение если иные подумают, что

необходимо сделаться безрассудно смелым, потому что надо быть

бесстрашным; или, что следует совсем не замечать никаких

различий между людьми, потому что надо преодолевать

предрассудки сословия, расы и т.д.. Напротив, человек только

тогда научается правильно познавать эти различия, когда он

больше не смущен предрассудками. Даже в обыкновенном смысле

можно сказать, что страх перед каким-нибудь явлением мешает мне

ясно судить о нем или, что расовый предрассудок мешает мне

заглянуть в душу человека. Этот обыкновенный смысл духовный

ученик должен развить в себе до большой точности и остроты.

Камнем на пути духовного воспитания человека ложится также

все то, что он говорит, не подвергнув сначала очистительному

действию мысли. При этом надо принять во внимание еще одну

сторону дела, которую можно объяснить здесь только на примере.

Если например, кто-нибудь мне что-нибудь скажет и у меня будет

на это возражение, то мне надо обратить больше внимания на

мнение, чувство или даже на предрассудок другого, нежели на то,

что в настоящее время я мог бы сам сказать о данной вещи. Этим

намечается тонкая выработка такта, которой тщательно должен

посвятить себя духовный ученик. Он должен составить себе

суждение о том значении, какое это будет иметь для другого,

если он его мнению противопоставит свое собственное. Отсюда не

следует, что надо