Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

лотос достигает той формы, которую он должен

иметь. Душевная жизнь должна сделаться у духовного ученика

жизнью в постоянном внимании и надо действительно уметь держать

вдали от себя то, на что не хочешь или не должен обращать

никакого внимания. - Если к подобному самовоспитанию

присоединяется потом медитация по указаниям духовной науки,

тогда лотос в области желудочной впадины достигает зрелости

правильным образом и то, что воспринималось прежде благодаря

вышеописанным органам чувств только как форма и теплота,

получает теперь духовно свет и окраску. И благодаря этому

раскрываются, например, таланты и способности душ, а также

скрытые свойства природы. Цветовая аура живых существ

становится таким образом видимой; окружающее нас возвещает о

своих душевных качествах. - Надо признать, что именно в этой

области необходима при развитии величайшая тщательность, ибо

игра бессознательных воспоминаний бывает здесь чрезвычайно

живой. В противном случае у многих людей существовало бы

упомянутое здесь чувство, ибо оно выступает почти немедленно,

как только человек начинает держать вполне в своей власти

впечатления своих чувств, так что они зависят уже единственно

от его внимания или невнимания. Это душевное чувство остается в

бездействии только до тех пор, пока сила внешних чувств

удерживает его в состоянии смутности и подавленности.

Еще более трудным, чем развитие описанных лотосов,

является развитие шести-лепесткового цветка лотоса,

находящегося в середине тела. Ибо для этого развития необходимо

достигнуть совершенного подчинения всего человека его

самосознанию так, чтобы тело, душа и дух были у него в полной

гармонии. Отправления тела, наклонности и страсти души, мысли и

идеи духа должны быть приведены в совершенное согласие между

собой. Тело должно быть настолько облагорожено и очищено, чтобы

его органы не влекли его ни к чему, что не служит душе или

духу. Душа не должна понуждаться телом к вожделениям и

страстям, противоречащим чистому и благородному мышлению. Но и

дух не должен как рабовладелец господствовать над душой,

налагая на все свои веления долга и законы; она должна сама по

собственной свободной склонности, следовать обязанностям и

велениям долга. Обязанность не должна тяготеть над учеником,

как что-то, чему он подчиняется против воли, но должна быть

тем, что он исполняет по любви. Духовный ученик должен развить

свободную душу в равновесии между чувственностью и духовностью.

Он должен достигнуть возможности полагаться на свою

чувственность, ибо она должна быть настолько очищенной, чтобы

потерять силу увлекать его вниз. Он не должен больше иметь

нужды в обуздании своих страстей, ибо они сами собой должны

следовать правильному. Пока человеку необходимо бичевать себя,

он не может быть духовным учеником на известной ступени.

Добродетель, к которой еще нужно принуждать себя, не имеет цены

для духовного ученичества. Пока у еще есть вожделение, оно

мешает ученичеству, даже если бы он старался ему не

потворствовать. И безразлично, принадлежит ли это вожделение

телу или душе. Если человек избегает, например, какого-нибудь

возбуждающего средства, чтобы очистить себя отказом от

наслаждения, то это окажет ему пользу только в том случае, если

его тело не испытывает благодаря этому воздержанию никакой

тягости. В противном случае, это показывает, что тело желает

этого возбуждающего средства и тогда воздержание не имеет

никакой цены. В таком случае вполне возможно, что человеку

лучше временно отказаться от намеченной цели и подождать, пока

для него не наступит - быть может лишь в следующей жизни -

более благоприятные в чувственном отношении обстоятельства. В

некоторых положениях разумный отказ является гораздо большим

достижением, чем стремление к чему-нибудь недостижимому при

данных условиях. Такой разумный отказ даже более соответствует

развитию.