Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

Это может сделать только внутренний покой, вызываемый

им в своей душе. Внешние обстоятельства могут изменить только

его внешнее жизненное положение; пробудить в нем духовного

человека они не смогут никогда. - В самом себе должен ученик

породить нового, высшего человека.

Этот 'высший человек' становится тогда 'внутренним

повелителем', который уверенной рукой направляет обстоятельства

внешнего человека. Пока одерживает вверх и руководит внешний

человек, этот 'внутренний' остается его рабом и не может

поэтому развернуть своих сил. Если не от меня самого, а от

чего-либо другого зависит, раздражаюсь ли я или нет, то я не

господин сам себе, или - лучше сказать - я еще не нашел

'повелителя во мне'. Я должен развить в себе способность

допускать до себя впечатления внешнего мира только мной самим

определяемым образом; только тогда могу я стать учеником на

пути тайноведения. - И только в той мере, в какой ученик

серьезно ищет этой силы, может он прийти к цели. Дело не в том,

как далеко успеет он уйти за какое-нибудь определенное время,

но только в том, чтобы он серьезно искал. Бывало, что иные

годами напрягали свои силы, не видя в себе заметного успеха; Но

из тех, которые не отчаивались, оставались непоколебимыми,

многие потом совсем внезапно достигали 'внутренней победы'.

Конечно, во многих жизненных положениях необходима большая

сила, дабы создать в себе мгновения внутреннего покоя. Но чем

больше требуется сила, тем значительнее и достижение. В

ученичестве все зависит от того, чтобы со всей энергией, с

внутренней правдивостью и полной искренностью мочь стоять перед

самим собой, со всеми действиями и поступками, как совершенно

посторонний человек.

Но этим рождением своего собственного высшего человека

характеризуется только одна сторона внутренней деятельности

ученика. К нему должно присоединиться еще нечто другое. Если

даже человек и стоит перед самим собой как посторонний, он все

же рассматривает самого себя; он смотрит на переживания и

действия, с которыми он сросся благодаря особому жизненному

положению. Он должен переступить эти пределы. Он должен

подняться до чисто человеческого, не имеющего ничего общего с

его особым положением. Он должен перейти к рассмотрению таких

вещей, которые все же продолжали бы касаться его, как человека,

хотя бы он находился в совсем других условиях и в совсем другом

жизненном положении. Благодаря этому в нем оживает нечто,

возвышающееся над личным. Он направляет взор на более высокие

миры, чем те, с которыми связывает его повседневность. И вместе

с тем человек начинает чувствовать и переживать, что он сам

принадлежит к этим высшим мирам. Это миры, о которых его

чувство, его повседневные занятия ничего не могут сказать ему.

Так впервые переносит он центр своего существа внутрь себя. Он

прислушивается внутри себя к голосам, говорящим к нему в

мгновения покоя; он вступает внутри себя в общение с духовным

миром. Он отрешен от повседневности. Шум этой повседневности

умолк для него. Вокруг него стало тихо. Он отстраняет от себя

все окружающее; он отстраняет даже и все то, что извне

напоминает ему об этих впечатлениях. Спокойная внутренняя

созерцательность, беседа с чисто духовным миром наполняет всю

его душу. - Эта тихая созерцательность должна стать

естественной жизненной потребностью ученика. Сначала он бывает

совершенно погружен в мир мыслей. Он должен развить живое

чувство для этой тихой деятельности мыслей. Он должен полюбить

то, что к нему притекает от духа. Тогда вскоре он перестает

ощущать этот мир мыслей, как нечто менее действительное, чем

окружающие его обыденные вещи. Он начинает обращаться со своими

мыслями, как с вещами в пространстве. И тогда для него

приближается мгновение, когда он начинает чувствовать

открывающиеся ему в тишине его внутренней работы мысли, как

нечто гораздо более высокое и действительное, чем вещи в