Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

подвинет ученика вперед. Только любовь к работе, а не к успеху,

подвигает вперед. И если учащийся ищет здорового мышления и

верного суждения, ему незачем сомнением и недоверием отравлять

свое благоговение.

И это вовсе не ведет к рабской зависимости в суждениях,

если при восприятии какого-нибудь сообщения человек не спешит

противопоставить ему собственное мнение, а встречает его со

спокойным благоговением и открытой душой. Те, которые уже

достигли чего-нибудь в познании знают, что они обязаны всем не

своевольному личному суждению, а спокойному вслушиванию и

переработке воспринятого. Необходимо постоянно иметь в виду,

что человеку незачем продолжать учиться тому, о чем он уже

может судить. Поэтому если человек хочет только судить, то он

вообще не может больше учиться. Но в духовном ученичестве все

дело именно в учении. Здесь необходима полная решимость стать

учащимся. Если что-нибудь оказывается непонятным, тогда лучше

совсем не судить, чем судить неверно. Тогда лучше отложить

понимание до более позднего момента: чем выше человек

поднимается по ступеням познания, тем более необходимо ему это

спокойное и благоговейное вслушивание. Всякое познание истины,

вся жизнь и деятельность в мире духа становится в высших

областях все тоньше и нежнее по сравнению с деятельностью

обыкновенного рассудка и с проявлением жизни в физическом мире.

Чем шире круги, в которые поднимается человек, тем тоньше

предстоящая в них деятельность. - Поэтому-то люди и приходят

относительно высших областей к столь различным 'взглядам' и

'точкам зрения'. Тем не менее и о высших истинах существует в

действительности также только одно мнение. Прийти же к этому

одному мнению человек может путем работы и благоговения,

поднявшись к действительному созерцанию истины. Только тот

может прийти к отступающему от истины взгляду, кто без

достаточной подготовки судит на основании своих излюбленных

представлений, привычных мыслей и т.д.. Как о математическом

правиле существует только одно воззрение, так и о вещах высших

миров. Но сначала необходимо подготовиться, чтобы мочь прийти к

такому 'воззрению'. Если вдуматься в это, тогда условия,

предъявляемые духовным учителем, ни для кого не будут включать

ничего неожиданного. Безусловно верно, что истина и высшая

жизнь обитают в каждой человеческой душе и, что каждый может и

должен найти их в себе сам. Но они лежат глубоко и могут быть

извлечены из своих глубоких недр лишь после устранения

препятствий. Как это сделать, об этом дать совет может только

человек, имеющий опыт в тайноведении. Такой совет дает духовная

наука. Она никому не навязывает истины, она не возвещает

никаких догматов; но она указывает путь. Правда каждый - хотя,

может быть только после многих воплощений - мог бы и один найти

этот путь, все же достигаемое в духовном ученичестве является

сокращением пути. Благодаря ему, человек раньше достигает того

момента, когда он может стать деятельным участником в мирах,

откуда путем духовной работы посылается помощь и содействие на

благо и развитие человечества.

Здесь были указаны вещи, которые прежде всего надлежало

сообщить о достижении опыта в высшем познании мира. В следующей

главе эти сообщения будут продолжены; в ней будет показано, что

происходит в высших членах человеческой природы (в организме

души или астральном теле и в духе или теле мысли) во время

этого развития. Таким образом эти сообщения предстанут в новом

освещении и в них можно будет проникнуть в более глубоком

смысле.


О некоторых последствиях посвящения.


К числу основных положений тайноведения принадлежит то,

чтобы человек, посвящаемый себя ему, делал это с полным

сознанием. Он не должен делать никаких упражнений и ничего не

предпринимать, о чем он не знает, какие это может иметь

последствия. Давая кому-либо совет или указание, духовный

учитель всегда упоминает вместе с тем и