Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

'Я'. - Ближайшей

задачей его будет теперь некоторым образом врасти в это высшее

'Я', т.е. действительно видеть в нем свое истинное существо и

вести себя соответственно. Все больше получает он представление

и живое чувство о том, что его физическое тело и то, что он

прежде называл своим 'я', суть только орудия высшего 'Я'. По

отношению к низшему 'я' у него возникает такое же ощущение,

которое у ограниченного чувственным миром человека бывает к

орудию или к повозке, которыми он пользуется. И как последний

не причисляет к своему 'я' той повозки, в которой он едет, хотя

бы он даже говорил 'я еду' в том же смысле, как и: 'я иду', -

так и развитый человек, говоря 'я вхожу в дверь', в

действительности имеет представление: 'я вношу в дверь свое

тело'. Но только это должно стать для него настолько

самоочевидным понятием, чтобы он ни на одно мгновение не терял

твердое почвы физического мира и чтобы никогда вследствие этого

не наступало чувство отчуждения от чувственного мира. Чтобы не

стать мечтателем или фантастом, духовный ученик должен с

помощью высшего сознания делать жизнь свою в физическом мире не

беднее, а богаче, подобно тому, как обогащает ее тот, кто

вместо ног пользуется для своего передвижения поездом железной

дороги.

Когда ученик достиг такой жизни в своем высшем 'Я' - или

даже во время приобретения высшего сознания, - ему становится

ясным, как пробудить в органе, созданном около сердца, орган

духовного восприятия и как им руководить посредством описанных

в прошлой главе токов. Этот орган восприятия состоит из более

высокой вещественности, которая исходит из упомянутого органа и

в сияющей красоте струится по движущимся цветкам лотоса, а

также и по другим каналам развитого эфирного тела. Оттуда он

сияет наружу, в окружающий духовный мир и делает его духовно

видимым, как солнечный свет делает физически видимым предметы

на которые он падает.

Каким образом в органе сердца рождается этот высший орган

восприятия - это становится понятным только постепенно, в самом

ходе развития.

Отчетливо воспринимаемым, в виде предметов и существ,

духовный мир становится собственно только для того, кто может

подобным же образом посылать этот орган восприятия сквозь свое

эфирное тело во внешний мир, чтобы освещать им предметы. -

Отсюда видно, что полное сознание о вещах духовного мира может

возникнуть только при условии, что человек сам наводит на них

свет своего духа. Однако в действительности то 'Я', которое

порождает этот орган восприятия, живет совсем не в физическом

теле человека, но, как было показано, вне его. Орган сердца это

- лишь место, где человек извне возжигает этот орган духовного

света. Если бы он возжег его не здесь, а где-нибудь в другом

месте, то вызванные им духовные восприятия не имели бы никакой

связи с физическим миром. Но человек должен все высшее,

духовное, относить именно к физическому миру и давать духовному

через себя воздействовать на последний. Орган сердца и есть

именно тот орган, посредством которого высшее 'Я' делает 'я'

чувственное своим орудием и откуда оно управляет этим

последним.

Однако ощущение, которое имеет развитый человек перед

вещами духовного мира, отлично от ощущения, свойственного

чувственному человеку перед физическим миром. Последний

чувствует себя в определенном месте чувственного мира, а

воспринимаемые им предметы - находящимися 'вне' его. Духовно же

развитый человек чувствует себя напротив, как бы соединенным с

предметом своего духовного восприятия, как бы 'внутри' его. И

он на самом деле странствует в духовном пространстве с места на

место. Поэтому на языке тайноведения его называют также

'странником'. Вначале он нигде не бывает дома. - Если бы он

остался при этом странствовании, он не мог бы действительно

определить ни одного предмета в духовном пространстве. Как в

физическом пространстве определяют предмет или место тем, что

исходят