Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

его мысли и чувства имеют для мира такое же

значение, как и его действия. Нужно признать, что одинаково

губительно если я ненавижу моего ближнего или если я ударю его.

Тогда я прийду также к сознанию, что совершенствуя себя, я

совершаю нечто не только для себя, но и для мира. Из моих

чистых чувств и мыслей мир извлечет совершенно такую же пользу,

как и из моего доброго поведения. Пока я не могу поверить в это

мировое значение моей внутренней жизни, до тех пор я не гожусь

в духовные ученики. Я только тогда исполняюсь правильной веры в

значение моего внутреннего мира, моей души, когда работаю над

этим душевным совершенно так же, как если бы оно было по

крайней мере столь же действительным, как и все внешнее. Я

должен признать, что мое чувство имеет такое же действие, как и

дело моих рук.

Тем самым высказано уже собственно и четвертое условие;

условие того взгляда, что собственное существо человека

заключается не во внешнем, а во внутреннем. Кто смотрит на себя

только как на продукт внешнего мира, как на результат

физического мира, тот ничего не может достигнуть в деле

духовного обучения. Чувство, что ты - душевно-духовное

существо, составляет основу этого обучения. Кто достигнет этого

чувства, тот способен тогда различать между внутренними

обстоятельством и внешним успехом. Он узнает, что одно не может

измеряться другим. Духовный ученик должен найти истинную

середину между тем, что предписывают внешние условия и тем, что

он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен

насильно навязывать своим окружающим ничего такого, для чего

они еще не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть

совершенно свободным также и от наклонности делать только то,

что может встретить признание среди окружающих. Он должен

искать признания для своих истин единственно только в голосе

своей честно стремящейся к познанию души. Но у своего

окружающего он должен как можно больше учиться, чтобы

разобрать, что именно полезно и пригодно для этого окружающего.

Таким образом он разовьет в себе то, что в тайноведении

называют 'духовными весами'. На одной чашке весов лежит

'открытое' для нужд внешнего мира 'сердце', а на другой -

'внутренняя твердость и непоколебимая выдержка'.

Это указывает нам на пятое условие: постоянство в

преследовании однажды принятого решения. Ничто не может

заставить духовного ученика отказаться от принятого решения,

кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое

решение есть сила и даже если эта сила и не приводит к

непосредственному результату там, куда она направлена, она

все-таки оказывает свое действие. Результат имеет решающее

значение там, где побуждающим к действию служит вожделение. Но

все действия, совершаемые их вожделения, не имеют никакой цены

для высшего мира. Здесь решает только любовь к данному

поступку. В этой любви должно изживаться все, что побуждает

духовного ученика к поступку. И тогда он не устанет все снова

переводить свое решение в действие, сколько бы раз его ни

постигала неудача. Так приходит он к тому, чтобы не дожидаться

внешнего результата своих действий, но довольствоваться самими

действиями. Он научается приносить в жертву миру свои поступки

и даже все свое существо, безразлично, как бы мир ни принимал

его жертвы. Кто желает стать духовным учеником, должен быть

готов к этому жертвенному служению.

Шестое условие - развитие чувства благодарности ко всему,

что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие

есть дар всей вселенной. Чего только ни требуется, чтобы каждый

из нас мог получить и продлить свое бытие! Как многим мы

обязаны природе и другим людям! К таким мыслям должны быть

склонны те, кто ищут духовного ученичества. Кто не в состоянии

отдаться таким мыслям, тот не может развить в себе

всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших

познаний. То,