Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

для нашего уровня восприятия. Затем, на еще более поздней стадии внутреннего пробуждения, когда горизонт нашего сознания становится достаточно широким, чтобы охватить совокупность религиозных идеалов, сердце может настроиться на многозвучие, небесную симфонию мудрости.

К несчастью, условия в мире таковы, что религиозные институты часто остаются в руках тех, кто сводит мудрость к внешнему пониманию, ограниченному догмами и доктринами. И как реакция на такое доктринерство, в умах, естественно, возникает следующий вопрос: важно ли твердо придерживаться правил религии или важна жизненная сущность религии? Таким людям может быть стоит ответить, что религиозной истиной является почитание Бога, присутствие которого проявлено во всем творении, и поэтому не имеет значения, в чей дом человек приходит молиться, так как Бог всегда присутствует в любом почитающем его сердце, осознаем мы или нет это Божественное Присутствие.

Мы можем начать с уважения к верованиям и идеалам других, пусть даже они и отличаются от наших собственных. Этот дух терпимости, когда он окрепнет, может внести ощущение братства, которое является сущностью всех религий. Идеи ты и я различны, или твоя вера отличается от моей, или твоя религия отличается от моей религии никогда не объединят человечество. Можно оправдать великую веру в одну религию, но оскорбление чувств других никогда не составляло ее цели.

Религия есть искусство. Это искусство святости. Ощущение святости приходит из глубин сердца, которое может быть названо хранилищем божественности, и, поэтому, как бы ни была прекрасна или выразительна религиозная форма, если нет чистоты в сердце верующего, все это не принесет пользы. Поэтому истинной религией является то чувство, которое может быть найдено в глубочайшей глубине нашего существа.

 

 

 

 

ДЛЯ СУФИЯ

 

МУДРОСТЬ

 

Есть искусство быть чутким к мнению других и терпимым к их предвзятым идеям, в то же время охраняя свое собственное понимание от ограничений, создаваемых догмами.

 

 

РЕЛИГИЯ

 

Есть путь освобождения от рабства иллюзий, который возникает, когда человек воспринимает дуальность в единстве любви, человеческой и божественной.

ДУХОВНОСТЬ

 

Есть процесс очистки от всех аспектов притязаний с одновременным исследованием внутри себя божественного импульса, который есть источник и цель всего творения.

 

 

МИСТИЦИЗМ

 

Есть внутреннее пробуждение к реальности неопределимого, которое имеет место, когда голос сердца восклицает: Это не мое тело, это храм Бога.

 

 

ЕДИНСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕАЛОВ

 

Сегодня необходимо примирение между религиозными людьми и так называемыми неверующими. Последние не хотят иметь дело с догмами и доктринами, но готовы открыть свое сердце концепции объединения религиозных идеалов в большой надежде, что такие трагические события как битвы и войны, вызванные священным долгом тех, кого история религий так болезненно превозносит, станут невозможными, если алтарь Всех Религий станет однажды алтарем каждого.

Божественное послание, которое должно быть найдено во всех религиях, в какие бы периоды они не были даны, приходит не только к определенной части человечества, так же как и дождь падает не на одну лишь часть земли, и солнце светит не на одну лишь страну. Что есть религия? Религия есть урок, который предназначен для обучения правильному образу жизни, для достижения самого смысла жизни. Он был дан для различных цивилизаций в различных словах и формируется в соответствии с уровнем эволюции человечества в каждый особый период истории, но религия одна так же, как и истина. Если и существует какое-то различие, это только различие формы, а не духа. Одна и та же вода наливается в различные кувшины, один кувшин может находиться в Китае, другой – в Аравии, а остальные в различных частях света.

Еще одной иллюстрацией может быть водопад, падающий с большой высоты и разделяющийся на различные капли и потоки, которые все вместе представляют все тот же водопад, появляющийся из одного и того же источника. Тот, кто привязан к старым формам, закрывая глаза на внутреннюю истину, парализует свою веру задержкой на унаследованных концепциях и отказывается от открытия нового потока этого же самого водопада, который был, есть и всегда будет.

Независимо от того, где говорят о духовном мире, на Востоке или на Западе, очевидно, что Путеводный