Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

что человек становится выше заложенной в его природе нетерпимости, именно поэтому он начинает видеть кроме себя и Бога и объединяет себя с другими в Боге. Это поясняет тот факт, что если у человека нет уверенности в себе, он не доверяет никому в этом мире, в то время, как развивая уверенность в себе, он постепенно открывает, что доверительность очень часто зависит от отношений с теми, кому он начинает доверять. Тот, кто не верит себе, не верит и другим.

Существует убеждение, что каждая душа родится со склонностью приобретения разнообразного знания, данного в какой-либо форме каким-либо путем, и поэтому невозможно сказать о человеке, что он рождается неверующим. Неверие возникает, когда человек желает затронуть концепцию, которую нужно постигнуть, или почувствовать на ощупь что-либо, что может быть постигнуто только разумом, или поверить во что-то, что требует духовной реализации.

Вера может приобретать две формы: одну, имеющую сходство с водой, перетекающей от одной веры к другой, и другую, имеющую сходство со льдом, которая не может быть модифицирована, пока не растоплена. В последнем случае верующий идентифицирует свою веру со своим эго и не доступен другим концепциям. Вера, которая может быть уподоблена текущей воде, естественна для думающих личностей, имеющих склонность приспосабливать их веру в соответствие со своим пониманием, поскольку они развиваются, имея своей целью получения окончательного убеждения в своих взглядах. Вера одной личности всегда отличается от веры другой. Каждая вера индивидуальна для конкретного лица, и даже если два человека придерживаются одной веры, у них будут различия в точках зрения на этот вопрос.

 

 

 

СУДЬБА И СВОБОДА ВОЛИ

 

Очень часто один человек принимает за судьбу, удачу или стечение обстоятельств то, что управляет его жизнью, в то время как вера другого основывается на его убеждении, что существует принцип свободы воли. С мистической точки зрения и вера в судьбу и вера в свободу воли одновременно обе и правы и не правы, в зависимости от того, существует ли ощущение пропорции между обоими. Пропорция между судьбой и свободой воли может изменяться из-за того, что человеку дается выбор, что принять, а что отвергнуть. Другими словами, если в какой-либо момент времени человек получает от жизни что-либо, что соответствует его заветному желанию, и эта же самая вещь в более поздний период вызовет бедствие, можно тогда свалить вину и на судьбу; но если мы примем эту вещь осознанно, и в результате получим определенный вред, неся определенные жертвы, то назовем это свободой воли.

Поскольку звук есть источник всей деятельности, колебания звуковых вибраций представляют нашу жизнь в виде постоянно движущегося колеса, и, подобно железнодорожным рельсам, существуют рельсы судьбы, по которым катятся колеса нашей деятельности. Она бывает успешной или неудачной в зависимости от того, насколько мы осознаем наши долги, которые мы либо исполняем, либо отбрасываем, становясь, таким образом, в какой-то мере ответственными в обеих случаях за нашу собственную судьбу. Неизвестным аспектом предназначенного пути является линия судьбы, а известным аспектом – линия долга. Когда колеса наших мыслей и действий соскальзывают с какой-либо из этих линий, результат может быть прискорбным. Когда колеса постоянно следуют этим линиям, результат может быть положительным. Причина, по которой колеса соскальзывают с рельсов – просмотр ситуации со стороны водителя. Подобным образом, характерные особенности пути могут больше определяться природой человеческих намерений, нежели условиями и окружающей обстановкой, в которую помещает нас провидение.

 

 

 

СИЛА ВОЛИ

 

И свободная воля и судьба являются наиболее драгоценными возможностями, задающими с рождения условия нашей жизни. Чем больше мы осознаем свою судьбу как божественное наследство, тем сильнее становится наше чувство ответственности по отношению к нашей свободной воле. Это не только инструмент, с помощью которого мы создаем себя, но также и средство, которым мы можем защитить себя от внешних влияний, идущих от нежелательных внешних обстоятельств или личностей, расположений планет или невидимых факторов. Можно рассматривать жизнь как непрерывное восхождение и спуск с горы. На дне долины человек более всего подвержен судьбе, тогда как на вершине – он полный хозяин своей свободной воли. Однако, существует также третья энергия, которую нужно принимать во внимание – это энергия воли человечества.