Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

и создать сцену, в которой мы можем изобразить водопад, или реку, или даже океан, с соответствующим движением всех оттенков зеленого цвета. Именно эта картина обеспечивает получение состояния свежести, прохлады и внутреннего очищения. И теперь, переходя к созидательному воображению, можно представить себя лодкой, несомой потоком воды, преисполненной чувством веры, что все будет успешно и с надеждой достигнуть назначенной цели.

При близком рассмотрении элемента огня, мы можем увидеть, что он характеризуется красным цветом, подъемом вверх и действием. Это, безусловно, и придает огню его сильную решительность. Представляя сценарий, включающий этот элемент, можно представить пылающие угли всех оттенков красного и оранжевого, которые проявляются в пламени, с молнией, вспыхивающей вверху. Такая картина поддерживает состояние тепла, излучения и аннигиляции. Развивая созидательное воображение элемента огня, можно представить себя как пламя, постоянно стремящимся вверх и танцующим с ощущением экстаза.

Переходя к воздуху, мы можем наблюдать, что он символизируется синим цветом, имеет тенденцию быть всепроникающим и всепоглощающим, а также способен быть бесформенным. Мы постараемся нарисовать сценарий с голубым небом и движущимися облаками, имеющий все оттенки от белого до темно-синего и постараемся визуализировать такую вещь, как прозрачность. Все это исходит из качества воздуха как жизнедателя, обладающего способностью повсюду проникать и поднимать предметы. В нашем созданном представлении о воздухе мы можем стать облаком, самоотверженно плывущим в импульсах пространства.

Рассматривая элемент эфира, можно найти, что он присутствует во всех цветах, хотя не имеет своего собственного цвета. Другими словами, он может рассматриваться как парадоксальная игра между белым и черным, где в одном случае все цвета присутствуют, а в другом все цвета отсутствуют. Возможно, ему соответствует серый цвет. Мы можем также заметить, что эфир вездесущ, всепроникающий и всеодушевляющий. Лучше всего он может быть осознан, когда воображаешь бесчисленные частицы звуковых вибраций, звук вселенной, который катализируется, гармонизируется и создается магнетизмом. Созидательное воображение, соответствующее этому элементу, может только настроить человека на этот звук и затем на слушание его с глубоким ощущением мира и покоя.

Все эти шаги были лишь приготовлением к последнему шагу – медитации, выполняемой последовательно на каждом элементе. Таким образом, Медитируя на элементе земли, мы выберем абстрактную концепцию красот природы. Медитируя на элементе воды, мы выбираем абстрактную концепцию гармонии ритма. Медитируя на элементе огня, мы выбираем абстрактную концепцию человека и Божества. При медитации на элементе воздуха все мысли, конкретные или абстрактные, исчезают. Медитируя на элементе эфира, человек может быть переполнен Божественным Присутствием, где абсолютно стерто наличие самости.

 

   

ПРАКТИКА ЗИКРА

 

Слово зикр означает воспоминание – воспоминание о Божественном Присутствии при утрате ощущения самости во время выполнения наиболее сокровенных упражнений. Именно воспоминание о Божественном Присутствии не имеет выражений для описания, но оно становится реальностью в тот промежуток, когда человек готов потерять ощущение самости. Это также воспоминание возможностей, которые нам даются, если мы способны разделить реальность этого Присутствия со всеми теми, с кем мы входим в контакт и кто сознательно или бессознательно реагирует на наши слова, мысли и чувства, не говоря уже о лучах праны.

Практика базового зикра включает повторение древних слогов ЛА ЭЛЬ ЛА ХА – ЭЛЬ АЛЛАХ ХУ, что означает: Ничего нет кроме Бога. Есть один лишь Бог. Множество вариаций базового зикра, применявшихся на практике, использовалось на Востоке на протяжении веков. Какова бы ни была форма, важно помнить, что зикр может быть либо конструктивным, либо деструктивным, в зависимости от реальной цели, ради которой он практикуется. Если он практикуется для того, чтобы стать высоко духовным или для приобретения неограниченного могущества, даже самый лучший из всех зикров может обернуться плохой стороной. Эзотерически этот парадокс объясняется тем, что зикр не предназначен для того, чтобы становиться кем-то, он выполняется для того, чтобы стать ничем.

Пир-о-Муршид Инаят Хан, который принес Суфийское Послание духовной свободы на Запад в первой половине нашего века, оставил нам свой собственный зикр, как наиболее сокровенное наследство.