Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

относится к концепции принятия посвящения или, другими словами, продвижения вперед, то, очевидно, желательно, так как любой прогресс в жизни – стоящее предприятие. Каковы бы ни были у человека жизненные интересы, будь это материальные достижения, социальные, религиозные или духовные, и степень эволюции – всегда желательно идти вперед. Нет сомнений в том, что существуют различные методы духовной помощи, но человеческое существо не было создано жить как ангел, как не было создано и для животной жизни. Первый шаг в направлении осознавания – стать искренним человеком или, другими словами, поддерживать баланс с духовным и материальным планами. Нет необходимости искать духовность в изоляции от человеческих взаимоотношений и долга. Намного предпочтительнее созерцать и медитировать, не забывая свои мирские долги, помогая намеренно или ненамеренно своим примером тем, кто не осознает предложенной им возможности реализации.

Принимающий духовное посвящение хорошо осведомлен о том, что не предполагается будить тех, кто еще спит, но надо быть готовым протянуть руку помощи спящим, начинающим шевелиться. Это основное, что должно быть понято о роли инициации. Нет сомнений в том, что существуют пути и методы обучения в словах и действиях, но, тем не менее, существует так же путь, называемый молчаливым обучением, который применяется к объектам абстрактной природы. Один человек может спорить часами, днями и месяцами о проблеме, которая не может быть объяснена, в то время как другой посредством внутреннего озарения может предложить ответ без слов в один момент. Это еще одно определение концепции инициации.

Инициация – синоним смелости и решимости к духовным достижениям. Твердость в убеждениях подвергается тестированию многими путями, например, такими, что веру человека пытаются сломить словами или мыслями других. Но если человеку хотя бы скажут, что, возможно, потребуются годы и годы, прежде чем он получит какую-либо инициацию, он готов стойко этого добиваться, хоть и тысячу лет. Другими словами, на мистическом пути требуются непоколебимость, терпение, доверие, понимание, воля и множество других качеств. Здесь, конечно, ставится вопрос: а может ли человек разочароваться через какое-то время? На это можно ответить: человек должен верить ради самой веры и ради того, чтобы возвратиться на путь, где эта вера принесет плоды. Глубокая вера сама по себе есть великая сила; утрата веры – слабость, о которой можно сожалеть. Поэтому, можно сказать, что даже если и возникают потери, как следствие веры, – все равно, вера – это завоевание, которое заключается в развитии великой энергии.

Что же еще можно ожидать от инициации? Может это доброта, здоровье, магнетизм, внутреннее видение или психологическая настройка? В ответ можно сказать, что ни одно из этих качеств не может быть в действительности рассмотрено как духовное достижение и не стоит никогда интенсивно сражаться за любое из них. Предположим, что человек развивает силу, но не знает, как ее использовать. Это может оказать гибельное воздействие самим тем фактом, что способность человека притягивать хорошее и плохое не опирается на позицию непричинения вреда себе и другим. Эти полученные достижения не должны рассматриваться в связи с инициацией. Цель – найти Бога внутри себя, и именно на пути к этой цели, через инициацию человек получает все вдохновение и благословение.

Для всего свое время, и озарение приходит в свое время. Реальный прогресс на духовном пути сопровождается настойчивостью и стремлением к продвижению, несмотря на жизненные испытания, такие как непонимание ближайших друзей и неудачи, за которые человек не пытается возложить вину на Бога. На пути требуется наличие специфических условий, таких как склонность к восприимчивости, способность усваивать явные и безмолвные учения, фиксация всех упражнений в уме, не позволяющая картине искажаться по каким-либо причинам. Хотя, по-видимому, этими упражнениями руководит невидимая иерархия, тем не менее, само проявление демократии состоит в том, что представлено видимое выражение самой секретной истины, и несколькими словами это можно охарактеризовать как аристократию чувств и демократию выражения.

Как известно, слово инициация интерпретируется разными людьми по-разному. Некоторыми это рассматривается как вступление в тайный орден. Другие понимают это, как допущение к более высокой ступени. Эти и тому подобные объяснения создают комплекс непониманий того, что же в действительности обозначает слово инициация. Существует много различных