Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

По мере того, как человек продвигается вперед, он становится способным делать ценные открытия во всех областях, которые он даже не всегда запоминает, чтобы отложить в сокровищницу своего сердца. В самом деле, тогда становится труднее сохранить эти открытия в их целостности, нежели собрать их, поскольку лишь только человек решит похвастать своими наиболее ценными приобретениями, в тот же самый момент они исчезают и годы усилий сдуваются ветрами притязаний.

Какое же определение мы дадим после всего сказанного понятию сердце? Разве оно не является храмом Бога? И, если это так, можем ли мы себе позволить пригласить Божественное Присутствие в этот храм, если в нем содержатся нечистоты, подобные Я со всеми своими самолюбивыми сомнениями, страхами и желаниями? Ведь в действительности ничего, кроме Божественного Присутствия нет, как только Я исчезло.

Что все это в действительности означает? Это означает, что как Возлюбленным Бога нам полагается напоминать себе о благородной ответственности, которую мы берем на себя, когда смиренно решаемся не обманывать Бога. Кроме того, осознавая все более и более всеобщие блага, открываемые в послании духовной свободы, человек постепенно становится живым примером любви, гармонии и красоты, лежащих в основах этого послания.

Искусство владения собой не требует почестей и не различает рангов, декораций и различий фальшивой гордости, но является знаменем мудрости, вокруг которого в доме Бога-Отца объединены одним идеалом братья и сестры всех убеждений.

 

 

 

МИР УМА

 

Часто люди смешивают такие понятия как знание, интеллект, разум (intelligence) и мудрость, в то время как в мире ума (mind) они имеют вполне конкретное и специфичное значение. Ниже мы попытаемся дать краткое описание этих понятий.

Знание есть результат сбора полученных впечатлений, общая сумма познанных наименований, форм и внешних фактов, но оно может также относиться к пробуждению внутреннего познания. Интеллект есть способность координировать знание, хотя его часто смешивают со знанием, как таковым. Одной из основных движущих сил интеллекта является необходимость использования содержимого памяти. В противоположность этому, разум есть яркий свет Божественного Начала, бросающего свои направляющие лучи на ум. По самой своей созидательной природе разум не может быть объектом ограничений, предвзятых мнений и спорных концепций. Мудрость есть способность понимать и соотноситься с путеводными лучами яркого света разума в области взаимосвязанных энергий мира ума. голос, приходящий со дна сердца. Потеря или сокрытие недостатков бесполезны – в действительности ничего нельзя скрыть и спрятать, так как есть реакция на все действия. Каждый внешний опыт имеет внутреннюю реакцию, и каждый внутренний опыт дает реакцию вовне. Чем утонченней человек, тем более утонченная у него совесть, и поэтому одни более совестливы за свои поступки, чем другие. Однако более всего шокирует то, что совестливые люди часто несут более тяжелое наказание за свои ошибки, чем те, кто никогда не думает о том, что говорит или делает.

Чистая совесть дает личности силу льва, в то время как грешная совесть может превратить льва в кролика. Но кто же в совести является судьей? В сфере человеческой совести внутреннее осознание и Идеал такого осознания, Божественное Присутствие, встречаются и делают так, что каждый день нашей жизни является судным днем.

 

 

 

МНЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ

 

Формирование мнения есть только одна сторона деятельности нашего разума, та, которая происходит от бесконтрольной склонности судить, особенно заметной, когда люди разных уровней эволюции высказывают свои спорные аргументы. Мудрец, поэтому, с неохотой выражает свое мнение, тогда как это очень легко сделать глупцу, подставляя себя, таким образом, под расспросы других, особенно когда мнение формируется без знания фактов. Это называется в терминах суфиев дакхл дар макулат, что означает столкновение с опытом мудреца. Когда человек думает обо всем, через что прошла личность с определенным жизненным опытом, ему следует определенно принять это во внимание, прежде чем высказывать собственное мнение.

Уважение – это то, что в значительной степени определяет успех или неудачу в наших отношениях с другими. Человек, имеющий благожелательное отношение, способен создать гармоничные отношения как с теми, кто заслуживает симпатий, так и с теми, кто их не заслуживает. По мере духовного развития кажется,