Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

великими творцами, обладала большой мощностью, так как энергии этой инициативы не ставились препятствия в виде потери убеждений относительно ее значимости и сомнений в ее осуществлении.

Часто перед тем, как признать значение инициативы, даже лучшие друзья, от которых человек ожидает получить поддержку, либо думают, либо говорят, что проект сумасшедший, предпринимаемые попытки фанатичны, или что решение необоснованное. Фактические причины, которые вызвали бы такое мнение других, отсутствуют, но критический глаз главным образом критикует из-за узости взглядов или ревности, нежели от мудрого проникновения в смысл проблемы.

Возможно получение нескольких типов инициации. Некоторые могут быть восприняты, как естественное развитие событий, а получение других не имеет какого-либо логического объяснения. Среди естественных инициаций некоторые приходят непредвиденно, после больших заболеваний, боли или страданий, как открытие горизонта, как вспышка света, как мысль, в одно мгновение преобразующая целый мир. Фактически в этот момент личность получает настройку на новый тон и начинает думать по-другому, чувствовать по-другому, видеть и действовать по-другому. Человек начинает жить по-другому, так как совершенно трансформируется его отношение к жизни в целом, и ничего не кажется больше препятствием для осуществления решений. Происходит стремительная смена взгляда на жизнь. Человек остается активным в том же мире, в котором он двигался и прежде, но ощущает тотальное безразличие к нему, так как чувствует себя достаточно пробужденным к реальности другого мира. Вещи, которые казались важными, становятся менее важными. Вещи показывают свою истинную ценность. Человек может быть молодым или старым, иметь меньше или больше опыта, ведь инициация приходит в любой момент жизни – к некоторым постепенно, к другим – внезапно. Все эти события понимаются под термином естественная инициация.

Что касается инициатив, предпринимаемых без каких-либо логических объяснений, то они являются результатом воздействий, берущих свое начало от внешних источников. Эти воздействия могут, к сожалению, иногда иметь отрицательный характер, но они могут иметь также и очень положительную природу, такую как вдохновение от полученного знания или от влияния вдохновленного человека. Такая инициатива может быть также привнесена посредством духовного осознавания, которое даруется человеку, поскольку его сердце открыто для молчаливого внутреннего зова. Инициация в таком случае является также результатом настройки человека на вдохновляющие его личности, которых он уважает и чьему примеру он желает следовать, покоренный их очарованием. Здесь играют роль также такие факторы, как доверие и восторг.

Предмет и путь инициации широко обсуждались и о них много написано, особенно в связи с их отношением к различным религиозным орденам, которые имеют свои методы, разветвленные по многим направлениям. Но, в противовес тому непониманию, которое создается многочисленными неправильными толкованиями, инициация означает просто выполнение шага вперед – шага, исполненного надежды и отваги, шага, проникнутого убежденностью в правоте своего дела. Это, конечно, подразумевает абсолютную честность и целостность по отношению к личности или ордену, несущим ответственность за инициацию. Как сказал великий персидский поэт Газали: Стартующий на духовном пути подобен стрелку из лука в цель, которую он не может видеть и, значит, не знает, поразит ли ее стрела. Для среднего человека трудно пройти путь инициации, поскольку человеческая природа такова, что он желает знать вероятный результат любого предпринимаемого действия, прежде чем поверить, что оно реально выполнимо. Поэтому иногда так трудно подвергнуться инициации на пути, который ведет к неизведанной цели.

Существуют различные стадии инициации, первая из которых проводится с помощью руководителя: либо учителей, либо рукой личности, которой инициируемый оказывает полное доверие, либо даже посредством вдохновляющего воздействия. Первые ступени надо понимать как ступени установления дружеских связей с учителем. Но, фактически, первой инициацией является материнство, поскольку именно мать оказывает первую помощь ребенку на его жизненном пути.

Можно вступить в контакт и с фальшивым гуру, но человеку всегда нужно быть уверенным в том, что существует внутренний учитель. Этот учитель – чистая истинная самость, и поэтому она без сомнения, раньше или позже, найдет истинное учение. В конце концов, реальное победит ложь просто по той причине,