Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

ДЫХАНИЯ

 

Интересным аспектом этой традиционной линии мышления является наука дыхания, которую индусы называют пранаямой. Во все века дыхание рассматривалось как проводник всей активной энергии и как движущий импульс жизненных манифестаций. Оно образует всепроникающее звено между двумя взаимно противоположными полярностями: материей и духом. Именно этот принцип дыхания делает различие между живущим, дышащим созданием и тем, чье дыхание остановлено, и которое мы рассматриваем, как прекратившее существование. Следовательно, не будет преувеличением сказать, что механизм дыхания является источником жизни, и отсутствие дыхания определяет очевидное угасание жизни в своей физической акаше. Коли это так, то, очевидно, что в феноменальной жизни нет ничего более важного, чем качество, светоносность и наше осознание механизма дыхания.

Качество дыхания находится в зависимости от интенсивности осознания Я. Чем больше человек ощущает себя приподнятым от наличия сосредоточенной Божественной энергии, тем слабее его дыхание и, следовательно, больше поток энергии. Сублимированная энергия может быть направлена по желанию к тем частям тела, где она требуется, для определенного физического воздействия или применения, или внутрь к любому из центров чакр, где требуется энергия более высокого уровня сознания. Она также может быть затрачена на ментальные способности для созидающей мысли, или даже сфокусирована на большом расстоянии, когда мы посылаем положительные вибрации для оказания духовной поддержки другим.

 

 

 

ЧИСТОТА СОЗНАНИЯ

 

В ходе этих разнообразных экспериментов не будем пренебрегать цветовыми воздействиями различных элементов, которые играют наиболее важную роль в наших ментальных, физических и эмоциональных условиях и в наших реакциях на все обстоятельства.

Как правило, на внешности личности заметно выраженное влияние одного или нескольких элементов ее дыхания. Это одна из многих причин непредсказуемых желаний и наклонностей, которые могут быть изменены длительным воздействием специально разработанной методики дыхания. В результате этого человек становится в состоянии установить гармонию между дыханием, умом и сердечной чувствительностью, после чего физическое тело настроится автоматически.

Этот процесс преодоления внешних негативных воздействий называется чудесным самопреобразованием, и даже мировая духовность может быть неправильно использована в связи с этим, несмотря на тот факт, что духовность не более и не менее, чем соответствие своей природе. Чистота в трех уровнях сознания (физическом, ментальном и эмоциональном) не создает феноменов, а сама является феноменом.

Наряду с тем, что необходимо очистить тело, также важно очистить ум и удалить все позорные пятна с чувствующего сердца. Несоответствующие условия нарушают нормальную работу физического механизма, в той же степени это приложимо к гармонической работе мира ума, и еще более сильным является эффект пятен, затемняющих зеркало чувствующего сердца. Несоответствующими являются все возмущающие условия (физические, ментальные или эмоциональные), создаваемые негативными влияниями: и теми, что пришли извне, и теми, что принадлежат нам самим, но которые человек не всегда способен преодолеть. Овладев однажды силой воли на физическом уровне и очистив ум в результате упорного труда, окончательным шагом является культивация сердечного качества, которое, если человек на это способен, является одним из самых чистых понятий духовной реализации.

Существуют бесчисленные методы овладения физическим сознанием, которые, в основном, работают в одном или двух направлениях – это либо активные дисциплины, такие, как гимнастика, или пассивные дисциплины, такие, как сидение в молчании. Что касается ментальных дисциплин, здесь также существует два направления, одно из которых активное, например, очистка ума от всех нежелательных мыслей или проектирование позитивных мыслей для благоденствия других, и другое – пассивное, например, безмолвие ума или его способность отражать воздействия, идущие из высших сфер, такие как вдохновение или Божественное руководство.

Переходя к рассмотрению сердечных чувств, слова становятся достаточно неадекватными для изображения широты и утонченности человеческих эмоций. Это можно попытаться проиллюстрировать следующим образом: с одной стороны есть внутренние эмоции, которые текут вовне без всякого предположения о возвращении, а с другой стороны существуют эмоции, представляющие связи,