Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

и может также быть помехой, если загрязнен.

Жизнь всех созданий таинственна и полна чудесного, но только человек одарен тем интеллектом, который позволяет ему открывать и понимать тайну и значение дыхания. Дыхание составляет секрет нашего бытия и является инструментом, с помощью которого мы способны преобразовывать нашу жизнь и жизнь других, и которое может рассматриваться как ключ к воротам потустороннего мира. Мистики иллюстрируют силу дыхания, сравнивая его с лифтом, который поднимает человека с первого этажа, этажа плотности, на второй этаж, этаж более тонкого понимания, и после этого на третий этаж, этаж свободы личности.

Голос есть дыхание. Звук голоса не может быть произведен без силы дыхания, и слово, которое достигает уха слушателя, связано цепью дыхания.

Дыхание – это мост между бессмертием и смертностью, потому что жизнь на земле, которая кажется смертной, в действительности является лишь лучом бессмертной жизни. Все, что кажется смертным, есть лишь оболочка. Жизнь бессмертна, и тело – это только чехол, который придает ей видимую смертность, когда дыхание становится неактивным.

В природе мы видим силу космического дыхания в смене сезонов, в приливах и отливах океанов, в подъеме и спаде морских волн, в распускании и увядании цветов и листьев деревьев, в нарастании и убывании луны, в подъеме и заходе солнца. Во всех этих чудесах природы отражено дыхание Бога.

Тем же самым путем Бог отражен и в человеческих сущностях посредством механизма дыхания. Именно дыхание поддерживает ритм биения сердца. Однако, тот самый ритм, который является условием всех жизненных успехов, может быть легко изменен импульсами сожаления, беспокойства, сомнения, ненависти, раздражительности или взволнованной совести – всем, что вызывает расстройство в тикании часов нашего внутреннего ритма.

Как правило, дыхание приземленных людей имеет тенденцию становиться плотным, как у некоторых животных, что отмечает, таким образом, грубость характера индивидуума. Наши склонности к смеху или плачу, кричать или шептать, быть раздражительными или взволнованными являются результатом вибраций элементов, проходящих через дыхание в различные моменты и в различных обстоятельствах. Кроме того, характер, атмосфера и даже удача человека – все это зависит от ритма дыхания, которое является самым прямым звеном между человеком и Богом.

Тремя наиболее характерными разновидностями дыхания являются активное дыхание (Джелал), пассивное дыхание (Джемал) и полностью сбалансированное дыхание (Кемал). Мы можем настроить наше состояние, наше отношение к другим и наши жизненные условия в соответствие с одним из типов дыхания, в то время, когда мы находимся в плену у обстоятельств и обусловлены ими независимо от нашей силы воли.

Более того, наше знание магической силы дыхания не только воздействует на условия нашей жизни, но также может быть развито и использовано для улучшения состояния других. Таким образом, осознав однажды великие силы, которые находятся в нашем распоряжении и практикуя затем все типы дыхания, упомянутые выше, извлекая пользу от силы, получаемой в результате нашей внутренней реализации, предполагается, что мы, рано или поздно, сможем предложить адекватную помощь другим, кто нуждается в духовной настройке с помощью активных, пассивных или сбалансированных вибраций, которые мы способны переносить в потоке нашего дыхания вместе со светом нашей мысли.

Все, что создано в мире, существует как проявление мысли. Поэтому можно сказать без всякого преувеличения, что мысль является феноменом сама по себе, ибо все в мире, что создано человеком, создано посредством чьей-либо мысли, и осознаем мы это также через мышление.

Мышление может принять два направления – либо позитивное (активное), либо пассивное. Позитивной называется такая мысль, которая мотивируется силой воли и выливается в действие, в то время как пассивная мысль, которую можно также интерпретировать как воображаемую сущность, приходит и проходит через волны нашего ума, не попадая под контроль нашей силы воли. Но оба направления мышления, активное и пассивное, целиком зависят от качества и интенсивности потока дыхания.

Все это подводит нас к понятию концентрации. Если только можно дать какое-либо определение концентрации, оно будет выглядеть таким образом: синхронизированное взаимодействие между мыслью и дыханием. Чем больше дыхание находится под контролем, тем более стабильным может быть мышление, в то же время дыхание может быть стабилизировано