Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

элемента эфира эзотерически разрабатывалось мистиками всех веков, и различные атрибуты этого элемента представлялись в виде солнца, одного из первых объектов поклонения, и, таким образом, наследуемого прототипа всех религий. Другими словами, с древних времен символы были использованы для сокрытия глубочайших понятий и наиболее абстрактных концепций от ограниченного понимания человечества. Солнце рассматривалось как абсолют и универсальный принцип сжатия и расширения, представленный в виде встающего и садящегося солнца. В этом заключается секрет вдоха и выдоха, на котором основан фундаментальный закон всего движения. Этот закон ритма интерпретируется мистиками как дыхание Бога, в котором эти два противоположные движения обозначаются суфийскими терминами Уруй (расширение), или Назул (сжатие). Именно это понимается интеллектуально под термином пульсация, который, если рассматривать его с другой точки зрения, является секретом понятия время.

Душа в ее наиболее чистой форме является тем, что называют лучом божественного света без какой-либо примеси самосознания. Это можно воспринимать как энергию, которая должна стать индивидуализированной, странствуя внутри сферы, не имеющей ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего, нет условий и нет цели. В этих обстоятельствах душа находится в состоянии постоянного озарения, где Я не имеет значения, и все относительные концепции, такие, как добро и зло, счастье и горе, приобретение и потеря и бесчисленные другие понятия неприменимы. В этом состоянии душа свободно странствует в объятиях вечного света, которому в человеческих понятиях дано имя сферы ангелов.

Человек, чье сердце доступно воздействию так называемых ангельских сфер, будет проявлять на земле небесные качества и духовно может быть воспринят как существо с развитыми ангельскими качествами, отражающими любовь и свет.

Разум, с другой стороны, может быть воспринят как сущность наследования качеств, берущих начало с другого уровня, который может быть назван сферой ума или планом джиннов (от санскритского слова жнана, означающего силу мысли). Качество этой сферы может быть распознано в тяге ума к знанию. В этой сфере сознания, где душа становится более плененной, нежели на ангельском плане, уже становится совершенно осознанной концепция Я, желание существования и забывается, что в ангельских планах отсутствует это желание. В этих условиях мысли душа притягивается всеми теми аспектами проявления, которые имеют склонность к определенности, создавая таким образом воображаемые мечты, которые даже не имеют какой-либо взаимосвязи с логикой или скоординированной мыслью, как это происходит в случае, когда душа воплощена в человеческий образ. Однако именно в человеческой форме та самая энергия мысли, вдохновляемая искренними воздействиями с ангельского плана, существует на земле. Здесь тело побуждается действием, ум есть сознание, которое осуществляет руководство и аккумулирует знания, а сердце есть чистое зеркало, которое отражает на душе все, что испытано, без какого-либо изменения яркости света души.

Ребенок рождается на земле со способностями мыслить и чувствовать, которые он может унаследовать от родителей и предков, но в то же время он обладает и другими свойствами, некоторые из которых могут быть несвойственны его родителям, демонстрируя таким образом с самого начала своей жизни очевидность влечения к воздействиям, которым он никогда не подвергался. Например, человек, находящийся среди художников, поэтов, музыкантов, мыслителей и творцов всех типов, проявляет гениальные способности, в которых могут быть собраны остатки воздействий, полученных в сфере чистого разума, или на плане джиннов.

Очевидно, что подобно воздействиям, оказанных на человека событиями на физическом плане, разум может получить воздействия от контактов, получаемых на плане разума, а сердце может успешно резонировать с небесными вибрациями ангельского плана. Например, души, вдохновляемые вибрациями ангельского плана, и души, пробужденные на плане ума – все переносят с собой такие глубокие воздействия, что они в конце концов находят свою реализацию в физической сущности. Подобным же образом в обратном путешествии душа, удаляемая с физического плана, снабжает план ума своим собственным миром воспоминаний, затем последовательно растворяясь в ангельском плане, не поддающиеся определению вибрации чувствующего сердца становятся едины с вечным великолепием этой сферы. Таким образом путешествие становится циклом, внутри которого одни прибывают, другие убывают,