Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

в то же время, много частей, объединяясь вместе, формируют объект. Другими словами, для глаз наблюдателя понятно, что в единстве присутствует разнообразие и в разнообразии единство.

 

ФИКСИРОВАННАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Могут спросить, существует ли какой-либо раствор или магический порошок, который может увеличить интенсивность образа объекта, который мы наблюдали. Наш Мастер сказал, что существует такая вещь, как ментальные атомы (не путать с физическими атомами), которые группируются в соответствии с линиями и тенями объекта и проявляются посредством внутреннего зрения, как будто внутри появляется свет и соответствующим образом фокусируется на них. И здесь, в свою очередь, требуется сила воли. Чем сильнее сила воли, тем четче группировка атомов. Если мы теперь закроем глаза и попытаемся восстановить то, что увидели, это и будет тем, что мы восприняли посредством фиксированной концентрации или визуализации. Проще говоря, мы стараемся реконструировать и фиксировать в наших умах весь объект, который мы перед этим наблюдали: впечатление, форму, детали, цвета.

 

 

СОЗИДАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

 

Дальнейшая стадия концентрации достигается, когда, закрыв глаза, мы меняем картину в наших умах. Например, мы можем мысленно изменить цвет выбранного объекта – в нашем случае это черный подсвечник, который мы можем попытаться увидеть как синий, желтый или зеленый, или любого другого цвета, который мы выберем. Это мы называем созидательной концентрацией.

Мы можем также мысленно добавить несколько новых частей к объекту. Например, подсвечник, который имел три стойки, рассмотреть, как имеющий шесть, или спиральный орнамент колонки может быть представлен, как имеющий продольные полосы по всей длине подсвечника, а также много других воображаемых частей может быть добавлено к нашей визуализации.

Другим аспектом созидательной концентрации является увеличение числа объектов. Например, вместо фиксации ума лишь на одном объекте, мы можем вообразить четыре объекта, расположенные один за другим, создав таким образом более сложную картину. Разрабатывая эту концепцию дальше, мы можем вообразить сценарий в целом, создав и фон к этой картине.

Мы можем вообразить, например, что эта свеча стоит перед алтарем, и мы можем добавить детали алтарной облицовки, окружение и т.д. Этот тип концентрации является достоянием живописцев или любых других художников.

 

 

ПРОЕКТИВНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

 

Говоря о проективной концентрации, мы имеем ввиду мысленное движение объекта концентрации, рассматривая его в различном положении. Например, мы можем попытаться представить его находящимся в комнате за следующей дверью, или, как последующий шаг, в нашем доме, или, может быть, даже в месте столь отдаленном, насколько позволяет наша память.

При этой концентрации мы мысленно кидаем мяч или стреляем в цель, для чего необходимы твердая рука и постоянная цель. При этой концентрации твердость и постоянство привносятся силой воли.

Как пример, проективная концентрация начинается как фиксированная, посланная на заданное расстояние, которая сменяется проективной или созидательной концентрацией. Например, можно спроектировать изображение подсвечника, и затем ментально загасить пламя спроектированного изображения, или можно ментально поднести к спроектированной визуализации пылающий уголь, вызвав пламя.

Проективная концентрация приобретает большую силу в соединении с направлением целебного магнетизма тем, кто нуждается в помощи, ввиду того, что для нее не существует такая вещь, как расстояние.

 

 

ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ

 

Как показано в этих разнообразных опытах, концентрация – это средство, чтобы дать нам возможность хранить любое впечатление, которое мы можем пожелать – не только сохраняя его в наших умах, но также создавая его с возможностью проектирования на любое желаемое расстояние. Однако, как заметил наш Мастер, та же самая способность концентрации, как ни странно, может помочь нам забыть любое впечатление, которое нам нежелательно. Этот процесс называется деконцентрацией и требует даже больше силы воли, чем любой другой тип концентрации. Например, возвращаясь к подсвечнику – нашему первоначальному объекту концентрации, мы можем стереть его ментальный образ, шаг за шагом. Мы можем стереть звенья, затем стойку и чашечки, после чего в наших умах останется картина горящей свечи. И ее также можно стереть, оставляя только глубокое впечатление,