Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

Идеала, которому он служит.

С мистической точки зрения, чем глубже концентрация, тем глубже сила ума. Но когда ум настроен на Божественную Силу, то энергия выявляет себя, по существу, как та же самая сила, которую искатель Истины первоначально считал своей собственной силой мысли. Это поясняет, почему молитва является одновременно и криком сердца молящегося, и объектом моления, входящим в жизнь через молитву молящегося.

В этом мире большинство связей имеют определенные ограничения, но духовная связь между духовным Учителем и мюридом представляет уникальный пример совершенной дружбы, так как вдохновляется Идеалом в поиске совершенства. В этой связи единственное подходящее выражение признательности, ожидаемое от мюрида – чистосердечное доверие и ответственность, тогда как со стороны Учителя предполагается Благодать. Чистая преданность мюрида сравнима с драгоценным камнем. Эта преданность напоминает взаимоотношения между родителем и ребенком. Но роль Учителя выше этого, так как он являет собой не только ведущую мудрость, но является также звеном контакта между искателем Истины и Светом высшей цели.

Учитель также является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера мюрида, тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков. При такой работе руководство Учителя пробуждает растущую преданность в сердце мюрида, что сравнимо с поливом цветущего растения жизненной влагой.

На более поздней ступени мюрид может, конечно, почувствовать необходимость в выражении чувств благодарности, используя слова похвалы и восхищения. Здесь для Учителя всегда есть риск быть настигнутым тенью гордости, которая покрывает вуалью внутреннее зрение, и попасть в ловушку, непреднамеренно созданную чистой преданностью мюрида.

Тем не менее, на духовном пути существует такая вещь, как общий знаменатель, который сохраняет гармоничное взаимопонимание на всех уровнях взаимоотношений между Учителем и мюридом. Если тональность мюрида падает, Учитель чувствует необходимость опуститься до уровня мюрида. Поступая таким образом, Учитель демонстрирует истинный пример духовной демократии. Однако, когда Учитель поднимает тон мюрида на большую высоту, то он берет на себя поистине аристократическую ответственность.

Из-за постоянной смены демократической и аристократической тенденций духовной настройки предполагаются постоянные усилия обеих сторон по сохранению возрастающего уровня взаимоотношений между Учителем и мюридом, когда такие вещи как обучение, дружба, милосердие, мистицизм и духовный экстаз сгармонизированы и находятся в совершенном балансе, вдохновляемые благословением Путеводного Духа.

Путеводный Дух также можно услышать как голос совести, который определяет, таким образом, истинную природу всех действий. Энергия совести излучает либо миролюбие, либо беспокойство в дополнение к действию, определяя его как конструктивное или деструктивное. Кроме того, инстинкт, который представляет собой бессознательный импульс, обеспечивает практическое руководство, тогда как интуиция освещает путь как прожектор. Но светоносность такого яркого света ощущается только тогда, когда человек уже подготовлен к распознаванию образа духовного руководства, спроектированного на экран его совести.

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ИНИЦИАЦИИ

 

Слово инициация можно понимать неоднозначно, в соответствии с состоянием человека, обусловленным его жизненным опытом, но среди многих возможных определений этого термина какое-нибудь все равно будет ассоциировать с этим понятием. Первый предпринимаемый шаг – инициатива, неважно, сознательная или неосознанная. Например, рождение есть инициатива, и то, как ребенок растет, и все, что происходит с ним в жизни, каждое решение, принятое им – все, фактически, является инициативой. Другими словами, жизнь на земле может быть рассмотрена как постоянная последовательность принятых инициатив.

Эти инициативы могут иметь материальную, культурную, религиозную, духовную природу, либо быть другого рода и происходят при наличии свободы воли. Когда внешнее сопротивление возрастает, то либо задавлена инициатива, либо неправильно понимаются возможности. Часто необходимые разъяснения удерживают человека от принятия инициативы, которая могла бы быть успешной. Хотя именно разъяснение помогает человеку выполнить задачу, оно же часто удерживает человека от принятия инициативы. Тем не менее, каждая великая инициатива, предпринятая