Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

различные планы существования, вернуть назад прелесть первоначальной свободы без потери внимания несмотря на тяжесть собранного знания.

Самые большие несчастья приходят от отсутствия умения: отсутствия выражения эмоций, отсутствия умения мыслить, отсутствия умения действовать. Несчастья происходят также от недостаточного питания очень тонких центров восприятия, которые, хотя они и сосредоточены в теле, имеют более тонкую природу, чем физическая материя. Тонкие центры сознания питаются теми тонкими атомами света (другими словами, вибрациями), которые входят в тело посредством дыхания – праной. Эти тонкие вибрации, которые могут быть также представлены в звуках, можно рассматривать как химикалии духовной природы, науку о которой древние философы называли алхимией счастья.

Эти тонкие центры, или акаши, подобны куполам, где каждый звук обнаруживается как эхо, и это эхо сохраняется в вибрациях как внутри, так и снаружи. Это поясняет, почему повторение сакрального слова оказывает не только глубокое воздействие на самого человека и его жизненное окружение, но распространяется выше, шире и дальше, чем он может даже вообразить. Как сказано, воистину, каждый импульс выражается в действии, приводящем в движение каждый атом вселенной.

Ради удобства ум может быть назван тонкой субстанцией, совершенно отличной от физического понимания материи. И резонанс от воздействий, получаемых умом более интенсивен, чем вибрации в акашах менее тонкой природы, таких как тело. Подобно тому, как это происходит в звонких субстанциях, таких, как определенные металлы, которые имеют чистый резонанс, тогда как камень или дерево не откликаются так ясно на звук, те же закономерности применимы и для более тонкой материи. Поэтому ум и есть ум – намного лучший инструмент для интеллекта, чем тело.

Это поясняет с духовной точки зрения различие между инстинктом, интуицией и проницательностью. Инстинкт можно рассматривать, как резонанс удара по телу, тогда как те же самые вибрации производят более тонкий резонанс в сфере мысли, где ум обладает способностью понимать секрет послания интуиции. Вдохновение, приходящее как дар от Бога, есть резонанс чувствующего сердца на удар.

Ум есть мир в себе, магический мир, мир, который может быть легко изменен и трансформирован. Феномен ума велик, и можно являть чудеса, если только человек обладает ключом к своему уму. Но даже перед этим, однако, сначала подумаем о поисках смысла жизни.

Каждая душа имеет свое собственное предназначение, которое является конечной целью, и человек протаптывает верно или неверно путь к ее достижению. Хотя пламя уже зажжено перед тем, как человек появится на земле, показывая цель человеческой жизни, и все во внешнем мире указывает на эту цель, человек все же сам должен выяснить этот секрет для себя. Если человек легко отзывается на свою интуицию или даже в некоторых обстоятельствах на инстинктивный импульс, он получает чистое вдохновение для определения цели своей жизни. Природа подталкивает каждую душу к поискам своей собственной цели, поскольку именно для этого создана каждая душа, и постоянно указывает душе на эту цель. Все что человек делает, духовное или материальное, подобно вехам, ведущим к внутренней цели.

Человек может усилить либо материальный, либо духовный аспект своей сущности, но что есть материя? Не кристаллизованный ли это дух? И что есть дух? Не тот ли это первоначальный элемент, который можно сравнить с бегущей водой, тогда как материя может быть уподоблена льду – каждый является различным состоянием одного и того же элемента.

Эти две полярности также распознаваемы в концепциях небес и ада. Идея небес и ада существует в той или иной форме во всех религиях, обеспечивая религию большим влиянием на массы, с целью определить, что следует считать добром, а что – злом. Более ранние Писания были даны во времена, когда человечество только искало исполнение основных желаний, не придавая слишком большой важности таким концепциям как мораль, право юридическое или права человека. Это поясняет, почему небеса были обещаны тем, кто делает добро, а исполнителям зла был обещан огонь ада, наподобие того, как детям говорят сделать то или это, чтобы получить сладость, но не делать того-то, чтобы не быть наказанным.

Фактически существуют небеса и ад для каждой личности, и, более того, небеса для одной личности могут быть адом для другой. Не существует такого огороженного места, которое называется небесами, где добродетельные личности встречаются с почестями,