Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

как на семя Бога. Это формулирует необходимость установления определенных взаимоотношений между человечеством и Богом. В семени заключен корень, стебель, ветви, листья, цветы, плоды, которые рассказывают историю о прошлом, настоящем и будущем растения. Можно сделать вывод, что растение было создано ради цветка, а цветок был создан ради семени, которое является завершением цветка и которое сохраняет непрерывность рода. Семя поистине является секретом растения, источником и целью. Семя являлось началом растения, а кульминацию нашло в тех семенах, которые явились завершением цветка, в то же время, приумножив этот род. Можно сказать, что целью всего процесса является семя, которое появилось и появится снова, и снова, и снова.

Это взаимоотношение упоминается в Библии, в которой сказано: Бог создал человека по Своему собственному образу. В то время как лист, ветка или ствол – все заключены в семени, все же им не являясь, человечество было создано по образу Бога, но все же человек – это человек, а Бог – это Бог. Парадокс, однако, в том, что человек не был бы человеком, если бы он не был образом Бога, подобно тому, как капля, взятая из океана – не океан, хотя создана океаном, и однажды вернется в океан, не будучи больше каплей, но снова став океаном.

Другими словами, подобно морской воде и капле, человечество является кульминацией творения, и в то же самое время целое творение явлено в человечестве. Царства минералов, растений и животных – все могут быть найдены в той или иной степени в бытии и духе человечества. Человек являет различные вариации: существуют ледяные сердца, холодные сердца, теплые сердца и кипящие сердца. По отношению к человеческому уму существуют поэты, музыканты, изобретатели, мыслители и философы. Все это и многое другое может иметь сравнение с множеством семян, из которых в дальнейшем появляются растения различного вида, дающие благоухающие цветы, жгучую крапиву или даже горькие яды.

Более того, сравнивая человечество и природу, мы узнаем, что когда элемент земли преобладает в характере человека, существует тенденция к жесткости, решительности и прекрасной сбалансированности характера; когда преобладает элемент воды, характер человека исключительно хорошо приспосабливается к различным условиям; когда элемент огня – темперамент огневой; когда преобладает элемент воздуха – характер может быть неугомонный и неуверенный; а в том случае, когда преобладает элемент эфира, возникает тенденция к духовному пробуждению.

Далее, не видим ли мы в человеке одновременно солнце и луну, когда он демонстрирует качества передатчика и приемника? В каждом мужчине присутствуют следы женских качеств, а в каждой женщине – мужских. Но когда они проявляются в избытке, это сигнализирует о несбалансированных условиях.

Чем больше человек приближается к реальности, тем ближе он подходит к пониманию единства на всех уровнях жизненного опыта. Когда он с глубоким вниманием изучает источник разнообразия жизни, он открывает, что за покровом иллюзии существует единственная реальность, источник и цель всего созидания. В поэме Джелалуддина Руми мы читаем: Бог спал в царстве минералов, дремал в растительном, пробудился к сознанию в животном царстве, и проявился в Своем собственном образе в человеческом существе. В человеке понимание причины и следствия становится основным принципом человеческого разума, который, наряду со склонностями к рассуждению и логическому мышлению, является инструментом, данным для усовершенствования человечества, когда ведомое вдохновением, которое есть сущность Бога, оно творит все чудеса работы над собственной природой.

Поглощенное миром разнообразия и ослепленное действительностью, человечество часто приходит в состояние спонтанного единства, и это является причиной непонимания, нетерпимости, жестокости, фанатизма, невежества и эгоистических взглядов. Во всем этом явлен Бог: и в страдающих и в тех, кто заставляет страдать, поскольку Бог находится над этими понятиями. Осознав эту парадоксальную реальность, человек поднимается над своими болями и радостями, осознавая, что таким образом через нас приобретается Божественный опыт.

Это с неизбежностью подводит нас к вопросу судьбы и свободной воли, в котором мы спрашиваем сами себя, существует ли предопределение, и, если это так, какими могут быть его причина и следствие. Если этот план был задуман Богом, тогда должна быть причина, по которой один человек счастлив, а другой нет, одна личность – одаренная, а другая лишена каких бы то ни было способностей;