Хидаят Инаят Хан

Учения суфиев

с помощью тренированного мышления. В действительности это означает, что сознательно или бессознательно человек направляет свет дыхания на ментально реконструированный объект концентрации. В то же самое время мысль может также увеличивать интенсивность луча дыхания. Развитие мистического воздействия луча дыхания на мысль и мысли на луч дыхания индусы называют пранаямой – наукой дыхания (праной). Тот же самый процесс известен у суфиев под названием шагхал.

Это взаимодействие дыхания и мысли может быть испытано в объективной форме, если мы физически и ментально настроим дыхание на одну линию с выбранным объектом. Например, если мы выберем для концентрации горящую свечу, мы можем сфокусировать глаза на этом объекте, пока его образ не запечатлеется в нашем уме и одновременно ощущая, что линия дыхания проходит от ноздрей к свече. В альтернативном варианте мы можем интенсивно дышать на свечу, как бы стараясь задуть ее, хотя она может находиться на расстоянии, на котором это сделать практически невозможно. Этот процесс развивает способность посылки позитивных вибраций вместе с нашими волнами мысли к областям, где произошли какие-либо нарушения, с целью оказания поддержки тем, кто в этом нуждается.

Другим аспектом концентрации является то, что она может поддерживаться, либо подобно музыкальной ноте, проигрываемой на духовом музыкальном инструменте, либо посредством ударного повторения, как например при игре тремоло пиццикато на мандолине. Таким способом концентрация может поддерживаться заданный промежуток времени, либо продолжаясь до тех пор, пока дыхание и ум могут поддерживать ее, как это происходит во время практики шагхал, либо путем повторения с заданным уровнем интенсивности. Этот последний метод концентрации индусы называют словесным мантрамом, а суфии словом вазифа.

Существует еще один аспект взаимосвязи дыхания и мысли, это происходит, когда самость забыта в созерцании абстрактного качества, без определенного направления, даваемого мысли, когда все купается в океане света. Эта взаимосвязь определяется словесной медитацией. В этом случае сила воли неактивна, осознание самости не захватывает больше ум, и мысли странствуют как миллионы нескоординированных ментальных атомов, которые становятся подобны множеству приемных каналов, поглощающих свет неограниченного дыхания. На этой ступени нет ощутимой разницы между мыслью и светом дыхания, которые становятся одной и той же реальностью, где уже нет разделения между материей и духом.

Жизнь сама по себе есть взаимодействие двух противоположных направлений – отдачи и восприимчивости – отдачи настолько, насколько мы способны это сделать, и восприимчивости в смысле нашей способности реагировать на все воздействия. Поэтому в каждой эмоции, которую мы ощущаем или сообщаем, в каждой мысли, которую мы посылаем или принимаем, в каждом слове, выраженном или услышанном, рождается вибрация, которая живет много больше, чем это можно вообразить. Это напоминает гальку, брошенную в воду, на поверхности которой образуются круги. Они будут распространяться неопределенное время, пока не достигнут берега, который получает вибрации и пересылает их в другом направлении.

Другими словами, все ощущения, мысли и слова преобразуются в жизненные импульсы, либо в направлении отдачи, либо в направлении восприимчивости. Сеть этих импульсов определяется словом магнетизм – той энергией, которую поток нашего дыхания переносит и излучает, фокусируясь на заданном объекте.

Не накладывает ли это на нас громадную ответственность за каждый момент нашей жизни, за каждую мысль, слово и действие? По этой причине не может быть потерянного времени, если только мы знаем, как наиболее успешно его использовать, как направить эмоции, мысли и слова к желаемой цели, например, к сердцу, мыслям или глазам человека, с которым вы взаимодействуете. Если бы мы только знали те гигантские силы, которыми бы располагали при магическом использовании дыхания, мы находились бы на пути к истинной жизни во всей ее глубине и полноте. Мы могли бы оказывать мгновенную помощь тем, кто в ней нуждается, и создавать для себя здесь на земле животворный храм духовной энергии. Через такой храм мы могли бы быть постоянно соединены с вечным в высших сферах, которое мы таким образом ощущали бы, находясь в условиях, где существует смерть. Вот почему дыхательные упражнения столь важны. Во всяком случае, это то, что помогает нам определить смысл неразгаданных миров, скрытых в наших телах, умах и сердцах, которые могут становиться такими