ФРАНЦ БАРДОН

Врата посвящения Теория и практика

элементы в равновесие. Хочу уточ-

нить это обстоятельство одним примером.

Предположим, что у мага очень высоко развит интеллект, но сла-

бая воля, которая не соответствует зрелости его интеллекта. В таком

случае он должен стремиться к тому, чтобы усилить волю при помо-

щи упражнений по концентрации, то есть тех, которые позволяют выд-

винуть в духе на первый план элемент огня. Он должен в первую оче-

редь выбирать те упражнения по концентрации, которые развивают

зрение, то есть упражнения по оптическому воображению, так как,

как говорилось выше, элемент огня соответствует зрению.

Если же у мага сильная воля, но слабый интеллект, то из этого при-

мера следует, что он при помощи упражнений по воображению дол-

жен уделять самое большое внимание слуху, то есть он должен выб-

рать такие упражнения по концентрации и медитации, при которых

был бы полностью задействован слух.

Если же маг приходит к выводу, что обладает сильной волей и хо-

рошим интеллектом, но его чувственная жизнь оставляет желать луч-

шего, то он должен сделать свой дух более чувствительным, этого он

может достичь такими упражнениями по развитию воображения и

медитацией, которые сильно воздействуют на чувство. Если же маг

почувствует, что как его астральное, так и ментальное тело преиму-

щественно склоняются к элементу земли, например, его мысли очень

медленно появляются в духе он чрезмерно меланхоличен, то это пря-

мое указание на то, что преобладает элемент земли, и при помощи

подходящих упражнений ему нужно заняться развитием своего со-

знания.

В отношении элементов маг должен развивать свой дух совершен-

но гармонично и выполнять такие упражнения, которые соответству-

ют элементам, а также чувствам таким образом, чтобы у него равно-

мерно развивались и усиливались воля, то есть элемент огня, интел-

лект — воздуха, чувство — воды, сознание — земли.

{150}

На основе этого описания составлена следующая таблица, кото-

рую я привожу, чтобы иметь четкий обзор сказанного:

_________________________________________________________________________

Элементы: | Огонь: | Воздух:| Вода: | Земля: | Акаша: |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Чувства | Глаза | Уши | Ощущение | Вкус, запах | Все вместе |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Основные | Воля | Ум | Чувство | Сознание | Совесть |

свойства | | | | | |

духа | | | | | |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Упражнения | Оптичес-| Акусти-| Развиваю- | Расширяю- | Удовлетворя- |

по концентра-| кие | ческие | щие | шие созна- | ющие |

ции и медита-| | | чувства | ние | настоящее |

ции | | | | | |

_____________|_________|________|___________|_____________|______________|

Принцип акаша следует в этом случае из концентрации самого себя,

так что мне нет необходимости отдельно останавливаться на этом.

Лишним было бы также перечислять упражнения по концентрации и

медитации, так как ученик сможет сам их составить в соответствии

с характерной особенностью превалирующего у него элемента. Так,

при слабой воле он, вероятно, выберет в качестве упражнения по кон-

центрации воображение предметов, образов и так далее. Он выпол-

нял уже эти упражнения на второй ступени настоящего курса. Приве-

денная здесь таблица может служить для него указателем, компасом,

чтобы выявить, какой элемент является доминирующим и какие упраж-

нения следует выполнять более интенсивно. Результатом или показате-

лем этого разделения с герметической точки зрения проявится соответ-

ствующим образом и принцип акаша.

Обучение магии души (VII)

Совершенно особая тема, которой мы займемся на этой ступени,

касается развития астральных чувств по отношению к элементам.

С помощью элементов астральные органы чувства мага подверга-

лись обучению, развитию и укреплялись в упражнениях на протяже-

{151}

нии всех приведенных до сих пор ступеней, тем не менее, в таких случа-

ях необходимо особое развитие, если в зависимости от способностей

человека то или иное качество ученика недостаточно хорошо разви-

то. Поэтому будет лучше, если я приведу здесь упражнения, с помо-

щью которых маг сможет быстро и эффективно развить чувства аст-

рального