Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

здоровому развитию заложенных в

нем умственных способностей. Именно поэтому его

сын отличается от других детей по осмыслению про-

блем, часто выдает очень удивительные мысли. Во

время урока учитель в курсе «Элементарных знаний»

рассказывал, что каждый день утром солнце всходит

на востоке и начинается новый день. Другие повторя-

ли это за учителем, а Боян поднял руку и спросил: «А

почему солнце не с запада всходит?» На этот вопрос

учитель не мог ответить, на него не могут ответить и са-

мые крупные современные ученые. Этот вопрос сму-

щает все человечество. Если в этот «инфантильный»

вопрос углубиться, еще неизвестно, что он за собой

потянет.

Однажды Боян вернулся домой, надув губы и всем

лицом выражая свое недовольство. Г-н Ван Липин

спросил, что случилось. Боян ответил, что в классе он

выше всех и в строю стоит сзади, а учитель всегда ко-

мандует: «Направо, равняйсь!» Почему каждый день

направо, а не налево? Детская непосредственность и

наивность всех в доме развеселила, а г-н Ван глубо-

ко понимал, что только в таком уме прячутся зерна му-

дрости.

Раз в школе устроили спортивные состязания и ро-

дители все пошли смотреть. Толпа играющих детей из-

дали увидела родителей и единодушно разразилась

криками «Папа!» «Мама!» И только один» ребячий го-

лос громко взывал: «Ван Липин! Ван Липин!» Г-н Ван

сразу различил в толпе своего сына. Родители и уче-

ники очень этому удивились. По дороге домой Ван Ли-

пин спросил: «Все другие кричали „Мама!“, „Папа!“, а

ты почему же кричал мне „Ван Липин“?» Сын ответил:

«Одеты все одинаково, все кричат папа-мама, разве

тут можно разобрать кто кто. А когда я позвал тебя по

имени, ты сразу меня и увидел». Ван Липин очень об-

радовался, потому что сын помыслил самостоятельно.

Не без сожаления сказал Ван Липин, что в эти по-

следние годы он очень занят, все время где-то ездит,

воспитанием сына занимается не вплотную, а ведь

школьное обучение постепенно ведет к тому, что дет-

ское мышление идет по узкой колее, только в одном

направлении. А человеческая –то жизнь сама по себе

не имеет направлений, куда идешь, это для тебя впе-

реди, а повернешься, так это будет уже сзади.

Отсюда Ван Липин перешел к разговору о пороках

современного образования: у учащихся область дея-

тельности мышления по мере продвижения учебы, с

одной стороны, повышается, с другой, – становится

все уже и уже. В начальной и средней школе все из-

учают астрономию, географию, историю, математику,

физику, химию, рисование,