Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

мать его вынаши-

вала, выкармливала, как шила ему одежду и готовила

пищу, как тяжело работала, чтобы вырастить всех их,

шестерых детей. Видения были такие ясные, такие ре-

альные, что не могли не растрогать Ван Липина. Когда

человек в детстве окружен материнской любовью, он

словно греется в лучах солнца, чувствует себя спокой-

но, естественно, ему не о чем тревожиться. Но когда

человек вырастает и вспоминает, как были тогда добры

к нему родители, разве может он не растрогаться ро-

дительской любовью? А у Ван Липина чувства к роди-

телям были сильнее, чем у обычных людей, ибо бла-

годаря технике «возвращения к младенчеству, вспоми-

нания прошлого» он мог возвращаться в прошлое и ви-

деть истинное положение вещей.

А сколько крови сердца истратили на него Дед и От-

цы-Учителя! Он не обманет их надежд, но, кроме того,

как бы хотелось ему выразить им свою сыновнюю по-

чтительность! Но Учителя были далеко.

Дед-Учитель часто ему говорил: «Выражая сынов-

нюю почтительность к родителям, ты выражаешь сы-

новнюю почтительность своим учителям». И он пере-

носил свое чувство к трем старикам на родителей и

всех пожилых людей вообще. Жизнь родителей он рас-

сматривал как часть собственной жизни. Нынешняя

жизнь есть всего лишь Посленебесная жизнь челове-

ка, а его Прежденебесная жизнь на самом раннем эта-

пе зачинается непосредственно матерью и отцом. Хо-

тя после рождения человек отделяется от отца и мате-

ри, корень его остается в них, отсчет судьбы ведется

от них. Поэтому уважение к родителям на самом деле

является укреплением фундамента собственной жиз-

ни. И когда даосы говорят о почтении к старикам, это

не просто гуманистическое, этическое требование, в

этом заключен еще более глубокий жизненный смысл.

По понятиям даосов, жизнь человека создается При-

родой, поколениями предков, эволюцией многих про-

странственно-временных факторов, она не изолиро-

ванна, она звено в цепи причин и следствий, точка в

сети связи многих факторов или точка на шаре.

Ван Липин все время жил со стариками, то с роди-

телями, то с тестем и тещей. Он часто рассказывал им

разные истории, иногда так и засыпал, как в детстве, в

ногах на постели матери.

В двадцать девять лет Ван Липин женился на моло-

дой работнице со своего завода по имени Тун Минь. На

этом этапе старый стиль брака был весьма силен.

Матери Ван Липина и Тун Минь с детства росли вме-

сте, как родные сестры. Они еще тогда договорились

так: если уж мы не сестры, так будем сватьями. И,