Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

благодаря этому их возвратный ход. Как бы вещи

ни роились, каждая вернется к своему корню. Возвра-

щающийся к корню день ото дня становится спокой-

нее, это означает настройку по предназначенному. На-

страивающийся по предназначенному с каждым днем

приобретает постоянство. Знающий постоянство с ка-

ждым днем просветляется, не знающий постоянства

безрассудно творит зло.

Пятьдесят второй чжан

Поднебесная имеет начало, оно считается матерью

Поднебесной. Как обретешь эту мать, так познаешь ее

дитя. Как познаешь ее дитя, вернешься к сохранению

его матери, и так не будет гибели.

В этих двух чжанах очень тонко говорится, что когда

мышление человека находится в первозданном состо-

янии, он способен понимать сокровеннейшие и таин-

ственнейшие начала космоса. «Предел Пустоты» – это

сущность Великого Дао первоначального хаоса и бес-

предельности, это корень Тьмы вещей. Если лелеять

единое, сохранять искренность, глубокое и постоянное

безмолвие, можно наблюдать попятное движение ве-

щей Вселенной. Хотя Тьма вещей вселенной много-

образно изменяется, в безмолвном покое и небытии

она опять возвращается к своему первоначалу. Когда

мышление схватывает этот корень, оно может понять

и рождающуюся из него Тьму событий и вещей.

Это как раз то, о чем древние говорили: «Исчерпа-

ешь начала, проникнешь в исток, познаешь сердце, до-

стигнешь корня». У воды есть исток, у дерева есть ко-

рень. А люди обдумывают все вещи, все начала Под-

небесной, так что же является корнем и истоком чело-

веческого мышления? Пруд это стоячей воды или же

в нем скрыта пружина творения? Всего только пассив-

ная реакция или же способность понимания и озаре-

ния? В исследованиях и ответах на эти вопросы заклю-

чается великая премудрость восточной цивилизации.

Даосы говорят: «Деяниями заучивания ежедневно

прирастают деяния ежедневного убавления Дао. А

убавлением его убавления достигается недеяние. Не-

деяние же всемогуще».А еще говорят:»Очищать со-

кровенное зеркало». Буддисты говорят о прорыве

«кармы». Это значит, что надо стереть дочиста всю

грязь, скопившуюся в человеческом уме и душе от во-

жделений, всю пыль, тысячелетиями скапливавшуюся

на мышлении, одно за другим убрать все не обладаю-

щие формой препятствия между истинным изначаль-

ным человеческим умом и внешним миром, и тогда ду-

ша и ум станут как ясное зеркало, как осенняя луна в

небе, они непосредственно и ясно будут созерцать из-

начальный облик вселенной, спонтанно постигать