Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

во внутреннее, в чи-

стом покое ощущать сокровенные и сокровеннейшие

изменения в своем теле. В «Каноне постоянства чи-

стого покоя, сказанном Тайшан Лаоцзюнем» («Тайшан

Лаоцзюнь шо чан цин цзин цзин») говорится: «Посто-

янство, если рассматривать его суть с точки зрения на-

личия желаний, есть волнение. Постоянство, если рас-

сматривать тайну заключенной в нем сути с точки зре-

ния отсутствия желаний, есть покой. Ищущий радости

волнуется, обретший радость спокоен». И еще: «Небо

и земля в человеческом теле соответствуют небу и зе-

мле, находящимся вне тела. Когда небу и земле, нахо-

дящимся вовне, соответствуют небо и земля в челове-

ке, а у неба и земли в человеке есть хозяин, тогда ци

внешних неба и земли направляется внутрь. Если же

нет хозяина, то ци из внутренних неба и земли напра-

вляется наружу, тогда блюсти полноту Дао невозможно

и Дао наносится ущерб». Даосы говорят: «Моя судьба

зависит от меня самого, а не от Неба.» Чем бы человек

в жизни ни занимался, и в самосовершенствовании,

и в предпринимательстве, для соответствия Дао нуж-

но, чтобы «во внутренних Небе и земле был хозяин»,

чтобы человек мог владеть собой, чтобы своим трудом

и своим умом преображался он в совершенствовании

и сознании, а не поклонялся чему-то слепо, не терял

своей самости.

Методика и стиль Ван Липина в преподавании ма-

стерства и разъяснении Дао привлекали к нему все

больше и больше людей. Монастырь Сянцзесы всех

уже не вмещал, люди селились в других монастырях.

И на горах слушателей было полно, и снизу приходи-

ло много народу. Утром они взбирались на гору, а по-

сле занятий отправлялись вниз отдыхать. За десять

тысяч ли приезжали интересующиеся Дао из Гонкон-

га. Японские организации, занимающиеся гуманитар-

ными исследованиями, вступили в переговоры с На-

учно-исследовательским обществом китайского цигун,

выражая желание провести исследование на месте.

Глава двадцатая

Двойная ноша

Три старика возложили на Ван Липина важную и

трудную задачу – дополнить и вновь отредактировать

«Дао цзан».

Г-н Ван Липин говорит: «Дао цзан» –это история и

энциклопедия китайской культуры».

В этой книге часто употребляется слово «даосы» и

крайне редко – «даосская религия». Оба эти понятия

используются не в строгом смысле, это всего лишь по-

пытка объяснить главное направление, главное содер-

жание китайской культуры с точки зрения Культуры, то

есть человеческой цивилизации.

«Дао цзан» – это не история, расписанная по годам,

в нем