Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

возникает ин-

тересное явление психологического заражения. Будь

то старый немощный человек, или хронический боль-

ной средних лет, или тоскующий юноша, надо всеми

словно ветерок весенний пролетает, без следа исчеза-

ет боль, тоска, печаль, потерянность, люди непостижи-

мым образом становятся веселее, радостнее, превра-

щаются в стайку играющих детей, становятся вдруг но-

выми людьми. Еще интереснее то, что у учителя и уче-

ников сонастраиваются «биологические часы». Если

вечером г-н Ван Липин не спит, ученики и не пытаются

заснуть; а если не спят ученики, г-н Ван Липин тоже не

заснет. Поэтому две стороны начинают «противобор-

ствовать», и лишь когда г-н Ван Липин установит «ис-

тинную норму», все мирно засыпают.

Г-н Ван Липин рассказывает: даосы учат о слиянии

микрокосма с макрокосмом, с точки зрения всего че-

ловечества, это слияние человечества с космосом. В

отношении же отдельного человека, это не только ис-

чезновение рубежей между ним и природой, но еще и

исчезновение рубежей между людьми. А совместное

совершенствование в выплавлении – это безмолвное

общение между людьми, это общее возбуждение мы-

шления, молчаливое согласие душ, это эмоциональ-

ное слияние. Совершенствование в выплавлении гар-

монизирует взаимоотношения между людьми, это хо-

роший способ установления близости, дружбы, взаим-

ной поддержки.

Ван Липин совершенствовался вместе со своими

Учителями полтора десятка лет. Не только мысли и

чувства их были слиты воедино, воедино была слита

вся их жизнь. Г-н Ван часто говорит, что в нем слились

шесть природ – отца, матери, троих Учителей и его

собственная. Вполне понятно, что после расставания

обе стороны почувствовали и как им было больно.

И разве это не один из видов философской антро-

пологии?

В системе нашего образования, особенно начально-

го и среднего, ученики с учителями с утра до вечера

вместе, но не всегда у них получается эффект, кото-

рого г-н Ван Липин достигает в своих учебных заняти-

ях всего лишь за двадцать коротких дней. Почему же?

Потому что кроме устной и письменной формы связи

с учащимися, г-н Ван Липин добивается слияния душ

и жизней. Если бы наше школьное образование могло

извлечь из этого урок, в методике преподавания, воз-

можно, тоже была бы найдена дорога «без формы и

без материи». Такая методика была бы чрезвычайно

важна для воспитания в детях способности любить.

Для совершенствования в выплавлении внутренне-

го мастерства очень важно воспитание Дэ. Некото-

рые