Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

подкопал их

стену, как же с таким неразумным ребенком поступить?

Обычно глава семьи прочитает ребенку нотацию, мо-

жет и лопатку отобрать, приговаривая, чтобы больше

такого не делал. Отец построже может и нашлепать ре-

бенка для острастки. А Ван Липин? Он, по виду, был

воодушевлен больше, чем его сын. Вышел в соседнюю

крохотную кухоньку, раздвинул корзины для овощей и,

показывая сыну на белую известковую стену, сказал:

«Иди сюда, копай вот здесь.»

Сын ничего не ответил, присел на корточки и пыхтя

принялся за работу. Видя эту сцену, авторы книги не

могли не изумиться, для чего Ван Липин это сделал.

Боян, отколупав кусок штукатурки в низу стены,

остановился, лицо и одежда его были осыпаны пылью.

И вдруг он радостно закричал: «Па, я понял, понял!»

«Что понял?» – спрашивает г-н Ван Липин.

Боян торопливо выпаливает: «Внутри стенки кирпи-

чи, а между кирпичами еще мелкий песок».

Боян выяснил то, что хотел выяснить, а мы тоже

вдруг поняли, для чего Ван Липин так сделал. Он вос-

питывал своего сына даосскими методами.

По словам Ван Липина, в те годы Дед-Учитель часто

говорил: «Играющий ребенок мой учитель». В нем во-

площен даосский дух благоговения перед спонтанно-

стью. Все даосские заклинания при совершенствова-

нии в выплавлении совершаются для того, чтобы за-

ставить человека от Последующего Неба вернуться к

Прежнему Небу, это то, что люди обычно называют

«возвратом из старости в детство», а Лао-цзы называл

«способностью превращаться в младенца». Не просто

вернуться назад или пойти обратно, а на более высо-

ком уровне реализовать истинное детское состояние.

И не только физически, но и духовно.

Детское мышление – это спонтанное мышление, оно

самое истинное, самое свободное, в нем нет изощрен-

ной сложности, оно не пострадало от социального «за-

грязнения». Это является перед современными людь-

ми их чистый исконный облик. При воспитании ребен-

ка надо задумываться над способами его сохранения

и над тем, как развивать в ребенке такое нестесненное

мышление и дух бесстрашия перед исследованием не-

известного. Его нельзя подавлять, связывать. Тем бо-

лее нельзя навязывать ребенку свои уже установивши-

еся стереотипы мышления. воспитывать его по своим

планам и вкусам. Наоборот, нам, взрослым, «видящим

глубокий смысл вещей», нужно учиться у детей тому,

что мы уже утратили в своем Последующем Небе.

Г-н Ван Липин воспитывает ребенка, уважая его при-

родную любознательность, охраняя спонтанность мы-

шления, помогая