Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

как отрабатывается каждый шаг и насколько

йогические упражнения помогают практически в достижении желаемого результата -

освобождении души от оков разума и материи, чтобы осознать свою потенциальную

природу как отличную от телесного сознания, а затем подняться в Космическое

Сознание и далее в Сверх-Космическое Сознание. Именно освобожденная душа должна

пережить на опыте осознание на различных уровнях, от реализации Я до

реализации Космического, и в конце концов - до реализации

Сверх-Космического, или Бога.

2. Йог видья и йог садхана

Путь йоги в теории и практике

2.1. Базис древней йоги

2.1.1. Истоки и техника систем йоги

Из ЯДЖНАВАЛКЬЯ СМРИТИ мы узнаем, что Хираньягарбха (Брахма) был первым учителем

йоги. Но как система йога была впервые представлена великим мыслителем и

философом Патанджали в его ЙОГА СУТРЕ незадолго до христианской эры. Йогическая

система является одной из шести школ индийской философии (КХАТ ШАСТРЫ), которая

систематизировала и развила индийскую мысль о космосе, индивидуальной душе и их

взаимосвязи. Эти философские школы появились в результате попытки реформировать

и восстановить древние и освященные временем представления по психологическим и

метафизическим вопросам.

Слово ЙОГА в общепринятом смысле означает метод. Терминологически оно означает

соединение или единение индивидуальной души со Сверхдушой, или Богом.

Английское слово уоке означает объединять или соединять вместе и

подчинять дисциплине. В этом контексте система йоги означает методическая

дисциплина, которая имеет целью, с одной стороны, ВИЙОГ (разъединение), или

отделение индивидуальной души от разума и материи, а с другой стороны - ЙОГ, или

соединение ее с Брахманом. Она означает, следовательно, и подразумевает поиск

трансцендентального и божественного в человеке, или нахождение ноуменального

(сверхчувственного) в феноменальном путем сведения физических и метафизических

состояний к их наиболее существенному общему фактору, к базису и субстрату всего

существующего, видимого и невидимого. Как таковые, йогические методы

подразумевают систему мощного усилия, самой напряженной попытки и упорной борьбы

за достижение совершенства посредством контроля над физическим телом, всегда

активным разумом, самоутверждающимся эго или волей, ищущим и вопрошающим

интеллектом, праническими вибрациями, беспокойными способностями и мощными

чувствами. Аллегорически сегодняшнее состояние индивидуализированной души

описывается как езда в колеснице тела с ошеломленным интеллектом в качестве

возницы, потерявшим голову разумом вместо вожжей и чувствами в виде могучих

коней, несущихся по полю чувственных объектов и чувственных удовольствий. Все

это показывает, что изучающий йоговскую дисциплину должен предпринять курс

предельно строгой и предписанной деятельности, которая может помочь

деперсонализовать душу и освободить ее от всех ограничивающих придатков жизни -

физического, ментального и супраментального, а затем соединить ее с силой Бога и

достигнуть единства с Богом.

Слово ЙОГА, однако, не следует путать с ЙОГ-МАЙЯ и йогическими способностями,

которые означают соответственно высшую Силу Бога саму по себе (создающую,

контролирующую и поддерживающую все творение), и психические способности (Риддхи

и Сиддхи), которых можно достигнуть на пути йоги.

В свою очередь, ЙОГ-ВИДЬЯ, или наука йоги, имеет двойной аспект: физический и

духовный. В первом смысле имеется в виду йогическая система физической культуры,

помогающая гармонично развивать различные составные части человеческого тела. Но

мы здесь имеем дело с духовным аспектом йоги, который имеет целью благополучие

духа, или души, истинного жизненного принципа в человеке, пренебрегаемого и

игнорируемого в настоящее время. Термин ЙОГА в этом контексте должен строго

ограничиваться одной из систем философской мысли, берущей начало из Вед и

имеющей единственную цель - возвращения души (посредством духовной дисциплины),

затерявшейся теперь в деятельности разума и материи, с которыми она отождествила

себя за многие тысячелетия долгой и постоянной связи.

Короче говоря, йога означает технику переориентации и реинтеграции духа в

человеке, потерянного материка его истинного Я.

2.1.2. Основные понятия

Йога заранее предполагает два фактора, которые объясняют сотворение мира: 1)

ИШВАР, или Бог, и 2) АВИДЬЯ, или Майя.

В то время как первый полностью разумен, вторая совершенно лишена разумности.

Человек тоже является комбинацией этих двух