Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

Венец жизни

САНТ КИРПАЛ СИНГХ ДЖИ МАХАРАДЖ

ВЕНЕЦ ЖИЗНИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЙОГЕ

Посвящается

Всемогущему Богу, работающему через всех Мастеров, которые приходили, и Баба

Саван Сингху Джи Махарадж, у чьих лотосовых ног пишущий впитал сладкий эликсир

святого Наама Слова.

1 издание - 1961, Рухани Сатсанг, Дели

2 издание - 1965

3 издание - 197О

4 издание - 1971

5 издание - 1973

6 издание - 198О

Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ *

1. Йога: Введение *

1.1. Что такое врити *

1.2. Душа и Сверхдуша *

1.3. Пракрити, или материя *

1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами *

1.5. Деление творения в соответствии с кошами *

2. Йог видья и йог садхана Путь йоги в теории и практике *

2.1. Базис древней йоги *

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги *

2.3. Аштанг Йога и современный человек *

3. ФОРМЫ ЙОГИ *

3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения *

3.2. Хатха Йога *

3.3. Лайя Йога *

3.4. Раджа Йога *

3.5. Джнана Йога, или Йога Знания *

3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности *

3.7. Карма Йога, или Йога Действия *

3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите *

3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев *

3.10. Йога и внешние науки *

4. АДВАЙТИЗМ *

4.1. Я - базис сознательной жизни *

4.2. Природа творения *

4.3. Я или атман *

4.4. Природа Я *

4.5. Индивидуальное знание и сознание *

4.6. Знание и его источники *

4.7. Природа Брахмана *

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги *

5. СУРАТ ШАБД ЙОГА Йога Небесного Звукового Потока *

5.1. Звуковой Поток *

5.2. Краеугольные камни *

5.3. Совершенная наука *

5.4. Мастер *

6. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ *

6.1. Древняя религиозная мысль: индийская, китайская и иранская *

6.2. Христианство *

6.3. Ислам *

6.4. Сикхизм *

7. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ *

7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение Я есть *

7.2. Христианская Наука и Субуд *

7.3. Спиритизм и спиритуализм *

7.4. Гипноз и месмеризм *

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ *

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными

вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке

ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее,

чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет

полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем

ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их

соответственные способы действия и духовную эффективность.

В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно

изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или

иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и

физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему

мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство

индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является

неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения

с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ)

философии.

Чтобы избежать возможности такой ошибки, фокусирующим пунктом всех дискуссий в

этом исследовании будет оставаться конечная цель всякой йоги: единение с Высшим

Господом. Все важные формы йоги, как древние, так и современные, анализируются

по порядку; объясняются и обсуждаются их упражнения, а также тот уровень, до

которого каждая из них может довести нас на пути к конечной цели. Это последнее,

возможно, легче всего вызывает недоразумение и представляет наиболее

запутывающий аспект сравнительного исследования по йоге. Характерным для

мистического опыта является то, что душа, когда она поднимается на план, более

высокий, чем тот, к которому она привыкла, склонна (при отсутствии высшего

руководства) ошибочно принимать более высокий план за наивысший - Царство

Абсолюта. И таким образом мы обнаруживаем, что большинство йог, доведя нас до

определенной точки во внутреннем путешествии, ошибочно считает ее концом, а

относительную реальность провозглашает абсолютной.

Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить

сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом

существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой

высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому

стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь

Сантов, или Учителей этой мистической