Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

привести

физический дом в порядок, и это делается практикой Шат Карм, или шести

предварительных упражнений, описанных выше. После этого, для успешного

выполнения этого типа йоги и приобретения опытности в ней, нужно обратиться к

следующим дисциплинам:

а) Скрупулезное культивирование Яма и Нияма.

б) Соблюдение САНДЖАМ, или умеренности и дисциплины, во всех фазах жизни, и, в

частности, в мыслях, словах и делах.

в) Физические позы: асаны, мудры, бандхи.

г) Пранаяма, или контроль и регулирование дыхательной системы. Все они были

объяснены в Аштанг Йоге.

Мы можем сейчас рассмотреть то, что говорят некоторые писатели о месте Хатха

Йоги на духовном пути. Шри Йогиндра во Введении к своей Хатха Йога

(упрощенная) говорит о Хатха Йоге следующее:

Необходимость этой системы йоги должна была ощущаться в далеком прошлом, когда

тренировка и развитие физического становились весьма важной формой дисциплины и

контроля умственного, морального и психического. В этом контексте Хатха Йога

должна быть и считается методическим подходом к достижению наивысшего в йоге.

Поскольку она имеет дело, в первую очередь, с физическим человеческим телом по

отношению к ментальному, ей подходит определение физиологической йоги, или

ГХАТАСЬЯ ЙОГИ.

Автор Элейн Даниелу в своей книге Йога: Метод Реинтеграции описывает метод

Хатха Йоги как реинтеграцию через силу, потому что Я не в пределах

досягаемости слабого, и, касаясь ее цели и метода, говорит:

Хатха Йога - это название, данное техническим практикам и дисциплинам, с

помощью которых можно взять под контроль тело и жизненные энергии. Как одно из

средств йоги, она является первичной подготовкой к пути реинтеграции,

существенной для дальнейшей реализации.

Все трактаты по йоге настаивают, что единственная цель физических упражнений

Хатха Йоги - преодолеть физические препятствия на духовном или королевском пути

реинтеграции - пути Раджа Йоги.

Хатха буквально означает сила воли или неукротимая воля сделать что-нибудь

или достичь какой-нибудь цели, какой бы необычной она ни могла бы показаться.

Значение слова хатха Даниелу продолжает объяснять из ГОРАКША САМХИТА так:

Слог ХА представляет Солнце, и слог ТХА представляет Луну, а соединение (йога)

Солнца и Луны является поэтому Хатха Йогой.

Космические принципы, проявляющиеся в планетарном мире как Солнце и Луна,

обнаруживаются в каждом аспекте существования. В человеке они проявляются, в

основном, в двух формах: одна в тонком теле, другая в грубом теле. В тонком теле

они проявляются как два канала, по которым наши восприятия перемещаются между

тонким центром в основании позвоночника и центром на вершине головы. Они

называются Ида и Пингала; один соответствует холодному аспекту Луны, а другой -

теплому аспекту Солнца.

В грубом теле лунный и солнечный принципы соответствуют дыхательной, холодной, и

пищеварительной, теплой, жизненным энергиям и называются прана и апана. Именно

координацией этих двух самых мощных жизненных импульсов, йог достигает своей

цели. Что касается дыхания, вдыхаемый холодный воздух называется ПРАНА ВАЮ, а

выдыхаемый теплый воздух АПАНА ВАЮ.

Хатха Йога имеет несомненные достоинства, многие из которых уже описаны в

предыдущей главе, когда описывались асаны, пранаяма и пратьяхара. Она

закладывает основание здоровой жизни, способной выдержать большие физические

нагрузки, с помощью удаления ядовитой и нечистой материи из телесной системы. К

йогу смерть приходит не как мучительный конец долгого процесса дряхления, а как

осенний лист или зрелый плод; это отделение совершается естественно благодаря

внутренней зрелости. Достижение контроля над различными физическими функциями

естественно приносит с собой также некоторую степень умственного контроля, так

как никакая строгая дисциплина тела невозможна без дисциплины воли, и развитие

одной стимулирует другую.

Тем не менее, психические и физические силы, которые Хатха Йога обеспечивает

успешному садхаку, не лишены ловушек и опасностей. Вместо того, чтобы держать их

в строгой тайне для дальнейшего духовного прогресса или использовать только для

самых гуманитарных целей, они часто применяются для завоевания восторга публики

и богатства. Не случайно, обычный человек связывает эту йогу с людьми, которые

ходят по горячим углям, глотают битое стекло или металлические лезвия, едят

головы змей и грызунов, сдерживают едущие машины или позволяют, чтобы грузовики

и слоны проходили по ним. Серьезно мыслящий человек, изучающий