Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

за пределами которого лежит состояние

самой Нирваны, вечного блаженства, не сдерживаемого никакими КОШАМИ, невыразимо

безмятежное, возвышенное состояние сознательной неподвижности во Всезнании.

2.3. Аштанг Йога и современный человек

Такова вкратце система йоги, первоначально изложенная Хираньягарбхой и

растолкованная миру Гаудападой и Патанджали, хорошо известными философами и

мыслителями. На этих немногих страницах сделана попытка дать краткий обзор

философии йоги, как она дошла до нас из седого прошлого, которая и поныне

считается краеугольным камнем древней мудрости Индии.

Система йоги - это тренировка, включающая интенсивную и уединенную медитацию,

соединенную с физическими упражнениями и позами, для дисциплинирования и

контроля разума и пран, чтобы заставить их работать определенным образом,

который может помочь в покорении чувств. Как таковая, она предназначена для

очищения тела и разума, и готовит путь для блаженного видения. Поклонение Богу,

или Ишваре, тоже играет важную роль в йогической реализации. Личный Бог

йоговской философии стоит особняком в йоговской системе, потому что конечной

целью для некоторых йогов является отделение атмана от разума, а не единство с

Богом. Эта система, следовательно, всегда работает в области дуализма. Ее

главной целью является отделение покрытой наслоениями дживы из воплощенного

состояния, чтобы стать атманом, свободным от обусловленного состояния разума и

материи. Как разумная воля, так и колеблющийся разум тогда прекращают свою

индивидуальную работу и становятся успокоенными, таким образом освобождая душу,

чтобы она сияла в своем собственном истинном и прирожденном свете.

Йоговские упражнения обычно дают здоровье, силу и долголетие, они в некоторой

степени помогают победить болезнь, дряхлость и ранную смерть. Можно также

приобрести психические и сверхъестественные силы, контролируя Природу и ее

законы. Обостренной силой чувств йогины могут слышать и видеть на больших

расстояниях, проникать в прошлое, настоящее и даже в будущее, передавать мысли и

творить чудеса.

Многие современные ученые, больше с западным образом мыслей, впервые сталкиваясь

с йогой, стремятся отбросить ее как тщательно разработанное средство

самогипноза. Такое отношение совершенно ненаучно, хотя оно часто щеголяет в

одеянии науки. Оно обычно является результатом предрассудка, порожденного

невежеством или поверхностным знанием предмета. Для нас естественно пытаться

отнести к области суеверия явления, с которыми мы не знакомы и которые не

поддаются нашим привычным путям мышления о жизни, ибо чтобы изучить, понять их,

проверить и принять, требуются усилие и настойчивость, на которые большинство из

нас неспособно. Вполне правдоподобно, что некоторые из так называемых йогов

могут оправдывать ярлык самогипнотизеров. Но те немногие, кто подлинно

заслуживает имя йогов, слишком скромны, чтобы искать рекламы, и ничем не

напоминают невротика, бегущего от жизни. Они неизменно проявляют необыкновенно

чувствительное осознание жизни во всей ее сложности и разнообразии, и это

осознание вместе с их скромностью делает всякий разговор о самообмане совершенно

невозможным, неуместным и даже смешным. Ибо, чтобы искать Неизменное за

меняющимся, Реальное за феноменальным, конечно не нужно гипнотизировать себя.

Пожалуй, это показывает дух исследования, исключительный в своей искренности и

целостности, который не удовлетворится ничем меньшим, чем абсолютная истина, и

практиковать требуемое для этого самоотречение является самым трудным. Поэтому,

с ходом времени, когда знание постепенно разрушает невежество, прежнее мещанство

неуклонно стирается. Новые выводы физических наук сыграли немалую роль в

содействии этому процессу, так как, обнаруживая, что все в этой физической

вселенной относительно и что материя - не материя сама по себе, а в конечном

счете форма энергии; это подтвердило, по крайней мере, на более низком уровне

йоговской идеи, концепцию мира, присущую системе йоги, давая научное

подтверждение тому, в чем раньше сомневались.

Все же, даже если принимать основы Аштанг Йоги такими, как они дошли до нас от

Патанджали, нужно признать, что ее далеко не просто практиковать. Даже Гаудапада

признавал, что выполнить это - все равно что пытаться опустошить море капля за

каплей с помощью травинки. Поэтому, даже когда она была впервые разработана, она

требовала очень строгой дисциплины жизни, и идеал четырех АШРАМОВ был неизбежным

следствием.