Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

которые составляют Божественное знание, появляются и исчезают с

возникновением и уничтожением каждого цикла времени. Они считаются неистощимым

источником универсального и идеального знания. Но термин знание предполагает

запись духовных опытов, полученных на сверхчувственных планах. В тот момент,

когда полученные таким образом опыты переводятся на человеческий язык и сводятся

к записи, они приобретают форму и метод; а в тот момент, когда они приобретают

форму и метод, они теряют свою свежесть и жизнь, свое качество неограниченного

бытия. То, что не может быть ограничено или определено, начинает трактоваться

как нечто определенное и ограниченное, и вместо сообщения жизненно важного

знания священные писания направлены на то, чтобы отвлечь людей от него, давая

только абстракции. В лучшем случае, они могут только указать на Истину, но они

никогда не могут дать ее. Концепции Всеобщего, содержащиеся в них, остаются

просто концепциями, так как их нельзя ни получить, ни вывести логически, ни

правильно передать; они начинают обретать смысл только когда человек научится

подниматься над эмпирическим планом и на опыте познает Истину сам.

Из изложенного выше вытекает неизбежный вывод, что видение, или прямое и

непосредственное восприятие, выше всякого доказательства и свидетельства. Именно

видение в чистом свете атмана свободно даже от малейшей тени соотносительности.

Это не что иное, как прямой, целостный опыт души. ШРУТИ, или священное

писание-откровение, без личного внутреннего опыта звучит бессмысленно. Все

полеты мысли, воображения или фантазии и все эмпирическое знание неадекватны и

не могут воздать должное Истине, или Конечной Реальности. АНУБХАВА - поистине

реальное и абсолютное знание, являющееся знанием Абсолюта. Это

самоподтверждающийся опыт души, несущий доказательство записанного духовного

опыта мудрецов, данного в Шрути.

4.7. Природа Брахмана

Сама идея конечного предполагает существование Бесконечного, как слово

нереальное - чего-то реального, базиса всего интеллекта и воображения. К тому

же, мы имеем несметные свидетельства текстов священных писаний, которые говорят

о религиозных опытах всех провидцев во все времена и во всех местах.

Природа Брахмана не может быть выражена в словах. Она является основой всего

существующего. Она распространяется везде и в то же время нигде по отношению к

чему-либо конкретному. Это парадокс бытия и в то же время небытия. Есть два пути

рассмотрения этой проблемы: негативный и позитивный. Существует Бог,

Непостижимый Абсолют, и Бог, который действительно творит, работает и является

Первопричиной, известный по-разному как ЛОГОС, или Святой Дух; КАЛЬМА, или

БАНГ-И-КАДИМ; НААД, или УДГИТ; НААМ, или ШАБД. Последние термины указывают на

жизненный принцип, Слово или Силу Бога, которая имманентна и вибрирует везде, от

высшего до низшего во Вселенной. Оно является как материальной, так и

действенной причиной мира. Это принцип Истины и Дух Бога (Бог в действии -

ЭКАНКАР). Об этой Силе Бога Евангелия говорят нам: И свет во тьме светит, и

тьма не объяла его. Эта Сила Брахмана (Ишвара), или Божественность является

посредником между Брахманом и вселенной и принимает участие в природе обоих. Но

на Его единственность не влияет самовыражение во множестве - ЭКО АХАМ БАХУСИАМ.

Эти два существуют как реальность и видимость, и различие возникает из-за

ограниченного понимания человека.

Короче говоря, Высшая Реальность - базис мира, каким мы знаем его, говорим о нем

и видим его. Множественность, или разнообразие в единстве, является результатом

ошибочного суждения. Мир нереален, но это не субъективная иллюзия. Абсолют

находится в мире, но мир не является Абсолютом, так как тень не может занять

место предмета. Вещь, основанная на реальном, не может быть сама этим

реальным. Мир - это лишь феноменальная истина, а не сущностная истина

Реальности, или центростремительной силы в его сердцевине.

Индивидуальное я является комплексом симпатий и антипатий, предпочтений и

предрассудков, целей и проектов, воспоминаний и ассоциаций. Обусловленная джива

является, по существу, необусловленным атманом. Это эмпирическое я, или

индивидуальное понимание, из-за незнания своей настоящей природы есть активный

деятель, наслаждающийся и страдающий в чистом свете атмана, о котором оно не

имеет ни знания, ни какого-либо опыта. Заключенное в физическое тело,

составленное из пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), тонкое тело

состоит