Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

появляющимися и исчезающими, как волны на море

жизни. Непроявленный и безличный Бог лишен всех атрибутов, в то время как Его

индивидуализированные лучи, проявленные в бесчисленных формах и цветах в

результате постоянного контакта с МАЙЕЙ, ПРАКРИТИ и ПРАДХАНОМ (физическим,

тонким и причинным) чувствуют себя, из-за неведения своей истинной природы,

ограниченными и отделенными друг от друга и, вследствие этого, они втянуты в

сферу неумолимого Закона Кармы, или Закона Причин и Следствий, который влечет за

собой последствие за каждое дело, каждое слово и каждую мысль. Что не

исполняется в одной жизни, исполнится в другой, и так гигантское колесо жизни и

смерти, однажды приведенное в движение, продолжает непрерывно вращаться силой

своей неистощимой инерции.

В этом заключается различие между индивидуализированной душой с одной стороны, и

Великой Душой Вселенной (называемой Богом) - с другой; одной - связанной и

ограниченной, а другой - без оков и пределов.

1.3. Пракрити, или материя

Термин ПРАКРИТИ - сложный и состоит из санскритского корня ПРА первый, и КАР -

действовать; таким образом, ПРАКРИТИ означает первичная материя (скрытая

энергия), которая, при воздействии на нее положительной духовной силы, порождает

множество форм, видов и типов в огромном творении Великого Создателя. Это

называется МАЙЯ, и все, что можно увидеть и ощутить чувствами, подпадает под

категорию материи, или ПРАКРИТИ. Как объяснялось выше, материя - это скрытая

энергия на ее самом низком уровне, которая приобретает активность и становится

способной принимать множество различных форм, которые мы воспринимаем как явные.

Этот переход от пассивности к активности энергии ведет к творению или проявлению

непроявленной до этого духовной силы.

БРАХМАН, или духовная сила, приходит к бытию только через грубый покров (КАЯ).

Подобно тому как общность кажущихся индивидуализированными душ образует

Сверхдушу (Бога), так же и могучий лабиринт созданных существ и вещей различных

форм и цветов в своей общности называется ПРАКРИТИ.

Пракрити саму по себе нельзя ощутить чувствами, у нее самой нет никакого

существования, она проявляется только тогда, когда на нее действует духовная

сила. Как у лучей солнца нет существования отдельно от солнца и они появляются

лишь когда солнце встает над горизонтом, так и Пракрити в соединении с жизненным

импульсом принимает бесчисленные образы и формы, которые выше человеческого

понимания, и Одна невидимая душа, кажется, порождает многообразие

индивидуализированных частей с различными именами и разнообразных видов, которые

не описать и не счесть.

Йоги насчитывают пять КОШ, или окутывающих оболочек, которые скрывают духовный

поток при его спуске вниз; они изобрели и сформулировали способы и средства

устранить их. Эти коши, или оболочки, вкратце можно описать так:

1. ВИГЬЯН-МАИ КОШ: оболочка из мыслительного аппарата или интеллекта с ее двумя

фазами: одна имеет отношение к знанию (ГЬЯН) на физическом плане, а другая - к

просветлению (ВИГЬЯН) на духовном плане. Это первая оболочка, в которую

завертывается дух, когда он вступает в контакт с тонкой материей, называемой

Пракрити. Свет души, который отражается в интеллектуальном центре, приводит в

действие то, что называется интеллект, состоящий из внутреннего духовного

восприятия и внешнего познания. Душа вместе с этой отраженной интеллектуальной

способностью становится как познающей, так и воспринимающей.

2. МАН-О-МАИ КОШ: это второй покров, или оболочка, в которую

интеллектуализированная или познающая душа завертывается при дальнейшем

интенсивном контакте с Пракрити, которая теперь начинает отражать также и

вещество разума; и с этой дополнительной способностью душа становится склонной к

разуму и постепенно разум овладевает ею.

3. ПРАН-МАИ КОШ: покров из ПРАН (жизненных энергий) составляет третью оболочку

вокруг души. Когда мыслящая (познающая) душа, связанная разумом, продолжает

давить на Пракрити (материю), она начинает вибрировать пранами, которых

существует десять типов в соответствии с их различными функциями. Это делает

познающую, связанную разумом душу ПРАН-МАИ, т.е. приведенной в движение

оживляющим эффектом.

4.АННА-МАИ КОШ: когда познающая, связанная разумом и импульсивная душа действует

на Пракрити, она выковывает там еще один вид покрова оболочку АННА-МАИ. Это

последняя из пяти оболочек, и для ее поддержания она начинает чувствовать

постоянную необходимость в АННА, или продуктах питания и других