Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

(поза трупа), МАРКАТ АСАНА (поза обезьяны), МАЮР АСАНА

(поза павлина), КУКАТА АСАНА (поза петуха), ГАРУД АСАНА (поза орла), УШТР АСАНА

(поза верблюда), ВАТЬЯН АСАНА (поза лошади), БХУДЖАНГ АСАНА (поза кобры), САЛАБХ

АСАНА (поза саранчи), ПАДАХАСТ АСАНА, ТРИКОН АСАНА, ВИРКШ АСАНА (поза дерева) и

т.д. Это показывает широту человеческого разума - учиться даже у животных и

других объектов.

Асана как форма йоги

Некоторые рассматривают асаны как составляющие йогу сами по себе и дали им

название АСАНА ЙОГА. Но она не должна использоваться для показа физических

подвигов и умения, как делают некоторые гимнасты, или как средство зарабатывать

на жизнь. Это - йога в том смысле, что без дисциплинированной асаны невозможно

наблюдать, искоренять и устранить ВРИТИ, или ментальные потоки, которые

продолжают возникать в материи разума, или неизмеримом озере разума (чит).

Система йоги подразделяется обычно на две части: ПРАН-КАЛА, или Путь Пран и

ЧИТ-КАЛА, или Путь Чит. В то время как Хатха Йога имеет дело с Пран-Кала, Раджа

Йога связана с Чит-Кала. Асаны образуют неотъемлемую часть обеих йоговских

систем, и, фактически, являются существенной садхной в каждой форме йоги, какова

бы она ни была. Асаны из-за их важности были выделены в систему йоги сами по

себе; так же как ДХАРНА и ДХИАН ввиду их важной роли в практике йоги часто

описываются как Дхарна Йога и Дхиан Йога. Тело по необходимости должно быть

установлено в одной позе на значительное время - три часа - потому что,

постоянно меняя позу, невозможно заниматься практикой йоги, так как с каждым

изменением позы врити приводятся в движение, и разум никогда не станет

устойчивым и спокойным. Следовательно, необходима твердая и устойчивая поза, но

характеризуемая легкостью и комфортом, чтобы практикующий мог не чувствовать

усталости и утомления в то время, когда он сидит для ЧИТ-ВРИТИ-НИРОДХА

(устранения модуляций разума).

Достоинства асан

Кроме помощи в контролировании разума, устойчивая асана имеет много достоинств,

и они могут быть классифицированы следующим образом.

1. Физические достоинства:

а) мышечная и артериальная системы приводятся в надлежащий порядок;

б) все тело заряжается здоровьем, силой, излучающейся жизненной энергией;

в) пупковый центр в теле полностью обеспечивается теплом, которое помогает в

пищеварении;

г) праны, или жизненные энергии в теле, начинают функционировать с регулярным и

ритмичным движением;

д) бесстрашие, мужество и сила воли приходят сами по себе;

е) получают контроль над телом и никогда не чувствуют усталости, подавленности и

удрученности.

ж) у того, кто ощущает внутреннюю радость и бодрость духа, лицо сияет здоровьем.

2. Ментальные достоинства:

а) разум становится устойчивым и устремленным, приобретается привычка работать с

фиксированным вниманием;

б) свежесть разума;

в) быстрое понимание и ясность видения;

г) развивается воображение и улучшается сосредоточение внимания, или ДХИАН;

д) развивается привычка глубокого и сосредоточенного размышления над трудными

для понимания духовными проблемами.

3. Духовные преимущества:

а) с помощью ухода физического сознания благодаря устойчивости тела, человек

постепенно поднимается над парами противоположностей или состоянием

двойственности, то есть голодом и жаждой, теплом и холодом, привязанностью и

непривязанностью, и так далее;

б) легко пересекая состояние ТАМОГУН (инертности) и РАДЖОГУН (беспокойства),

человек приобретает состояние САТОГУН (покоя и уравновешенности).

Несколько предосторожностей обычно рекомендуется, чтобы обезопасить садхака от

возможных осложнений или препятствий. Он должен практиковать асаны в уединении,

чтобы они никогда не стали для него средством показать свою виртуозность

аплодирующей публике. Ему также желательно избегать близости к огню, компании

женщин, нежелательных друзей или чего-либо подобного, в чем может заключаться

риск для его тела или умственного равновесия. Он должен также избегать

злоупотребления в пище и питье, а также поста; так как первое обременяет тело и

отвлекает его энергии, а второе подрывает жизненность. Это и есть срединный

путь, которому Будда учил своих учеников, как он сказал в своей первой

проповеди:

Чувственность обессиливает, потворствующий себе человек - раб своих страстей, и

искание удовольствий - унизительно и вульгарно.

Страдая, изнуренный аскет производит смущение и нездоровые мысли в своем

разуме. Убиение плоти не способствует даже мирскому знанию, насколько же