Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

йогу необходимо удаляться на

некоторое время каждый день в монашескую келью своего сердца, так как

общеизвестно, что мутная вода становится чище сама по себе, если позволить ей

отстояться некоторое время.

Можно практиковать пратьяхару (контроль чувств как предварительную стадию для

достижения состояния задумчивости, или отвода чувств) с помощью различения и

проницательности. Со знанием истинных ценностей жизни мы приходим к

игнорированию нездоровой и недостойной пищи, которой иначе потворствуют чувства,

и тем самым подходим к контролю вещества разума. Это равносильно нарушению

движения чувств в мире с помощью взрыва полей иллюзорных удовольствий силой

различения. Пратьяхара очень важна для достижения успеха в йоге. С обращенными

внутрь чувствами йогможет работать ради сознания внутри себя. Разум становится

очищенным благодаря этой практике, вырастает уверенность в своих силах, и это

позволяет вести строго аскетическую жизнь.

В Бхагават Гите мы читаем:

Пусть он держит все эти (чувства) сдержанными и концентрируется на Мне; так как

тот, кто держит инструменты чувств под своей властью, имеет постоянную мудрость.

Упомянутые выше пять факторов - ЯМА, НИЯМА, АСАНА, ПРАНАЯМА и ПРАТЬЯХАРА -

представляют подготовку для прогресса в йоге. Они являются лишь

вспомогательными, но не главными элементами йогической системы. Они помогают в

очищении тела, пран, разума и ИНДРИЙ.

Теперь мы подходим к непосредственным внутренним средствам помощи в йоге; их три

- ДХАРНА , ДХИАН и САМАДХИ, которые образуют АНТАРАНГ САДХНА или внутреннюю

дисциплину.

2.2.5. Дхарна, или Самъям

(Поглощенность или концентрация)

Контролируя праны с помощью пранаямы и чувства с помощью пратьяхары, изучающий

йогу теперь должен фиксировать свой разум на чем-то. Его можно фиксировать на

чем-то внешнем, таком как идол, картина или любой другой вид изображения; или

его можно фиксировать на чем-то внутреннем, на каком-нибудь из телесных центров

в ПИНД или на какой-нибудь идее, или на каком-нибудь из астральных центров в

АНД. Следовательно, дхарна (дхарана) состоит в фиксировании разума на конкретном

месте, объекте, идее или центре, как находят удобным. Любой тип дхарны помогает

сделать разум устойчивым и полезен по-своему.

1. Дхарна на любое из чувственных восприятий обеспечивает устойчивость разума,

собирая его блуждания в фокусе.

а) На кончик носа: это дает опыт ДИВЬЯ ГАНДХ, или божественного аромата. Это

называется ВАРТА СИДДХИ.

б) На кончик языка: это дает опыт вкуса эссенции дивья, или божественной материи

- манны и нектара. Божественное знание вкуса известно как АСВАДАН.

в) На середину языка: это дает опыт божественного прикосновения, или близости

возвышенного присутствия. Божественное знание прикосновения известно как ВИДАНА.

г) На корень языка: это дает опыт звуков дивья, или святой гармонии. Это

называется СРАВАНА.

д) На небо над языком: это дает опыт цветов дивья, или составных частей яркости.

Это божественное знание зрения называется АДАРША.

2. Дхарна на светящуюся ментальную форму в местонахождении разума. Ее выполняют

сначала вдыхая, а потом выдыхая и одновременно думая о перевертывании вверх

восьмилепесткового лотоса ниже сердца, лежащего в настоящее время лицевой

стороной вниз, а затем фиксируя внимание на сияющем свете в лотосе, через

который проходит СУШМАНА или БРАХМ НАДИ.

3. Дхарна на Мастеров-Душ, таких как Будда, Христос или, еще предпочтительнее,

на живого Мастера, свободных от всех желаний, также освобождает от всех желаний,

умственных привязанностей и от рабства разума и материи.

4. Дхарна или Самъям на внешние объекты: дхарна на небесные тела - Солнце, Луну,

планеты и т.д. - дает сверхчувственный опыт, например:

а) На Солнце: это дает знание Брахманда, состоящего из четырнадцати бхаван, или

сфер; семи верхних, более высоких миров, или ЛОК (БХУР, БХУВА, СВАХ, МАХА,

ДЖАНАХ, ТАПАХ И САТЬЯМ) и семи более низких ЛОК (СУТАЛА, ВИТАЛА, ТАЛАТАЛА,

МАХАТАЛА, РАСАТАЛА, АТАЛА И ПАТАЛА).

б) На Луну: это дает знание звезд.

в) На Полярную звезду: это дает знание движения звезд.

г) На слона или ХАНУМАНА: это дает силу и мужество.

д) На форму тела: это вызывает исчезновение самого тела, так как способность

понимания приостанавливается и связь между светом и глазами прерывается.

5. Самьям на внутренние центры, Я и индрии; дхарна или самъям, может

выполняться на что-то вроде добродетелей, на внутренние центры, чакры и нади,

например:

а) На НАБХИ, или пупок (МАНИПУРА ЧАКРА)