Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

является то, что он ищет сходство с чем-то

иным, нежели он сам. Это закон его жизни и источник всех его великих достижений.

Ребенок привязан к своим игрушкам, а взрослый - к семье и обществу. Как в случае

с ребенком вы не можете без вреда лишить его игрушек, пока он не перерастет их

психологически, так же и ожидать, что садхак оставит свои социальные и семейные

привязанности, пока он не перерос их, открыв что-то большее и великое, означало

бы подрезать корень жизни. Это принесет не прогресс, а регресс, так как человек,

предпринимающий это как вынужденную дисциплину, сможет лишь подавить свои

естественные желания. Результатом этого будет не усиление сознания, а его

онемение и атрофия, не непривязанность, а безразличие. Это, как указал м-р Т.С.

Элиот, полностью отличается и от привязанности, и от непривязанности,

напоминая

...других, как смерть напоминает жизнь,

Будучи между двумя жизнями - нерасцветших,

Между живой и мертвой крапивой.

Дисциплина Карма Йоги является необходимой, но если она должна быть исполнена до

своего конца, ее нужно дополнить другой дисциплиной эзотерического типа, без

которой она склонна свести себя к бесплодной попытке поднять себя вверх за

шнурки от своих ботинок.

Что касается Джнана йога, то Джнана может повести его в самом деле очень далеко.

Она может вывести его за пределы грубого физического плана в духовные планы. Но

может ли Джнана вести его за пределы себя? И если Джнана, которая, как мы

видели, образует одну из кош, окружающих атман, хотя и очень разреженную, как

может тогда она дать душе абсолютную свободу? Джнана - это помощь, и все же она

может оказаться препятствием. Несомненно, она имеет силу избавить душу от всех

загромождений грубее себя, но достигнув этого, она стремится помешать

дальнейшему прогрессу. И так как она не из истинной сущности души, Абсолюта, она

не может быть полностью выше досягаемости КАЛА, или Времени.

Мистики различают два царства времени - КАЛА и МАХАКАЛА: первое из них

простирается над физическим миром и менее грубыми сферами непосредственно выше

него, а второе простирается на все более высокие планы, которые не из чистого

духа. Поэтому достижения джнани могут быть вне пределов времени, как мы обычно

воспринимаем его (Кала), но они не полностью за пределами досягаемости более

великого времени (Махакала). Едва ли нужно указывать, что то, что верно для

Джнана Йоги, верно и для тех форм йоги, которые зависят от пранических энергий.

Они тоже не из истинной природы атмана, и, как таковые, не могут вести его к

состоянию Абсолютной Чистоты, за пределы царства относительности.

Кроме своей неспособности обеспечить абсолютную свободу, Джнана Йога - путь,

недоступный для среднего человека. Она требует необычайных интеллектуальных сил

и выносливости, которыми немногие обладают. Чтобы преодолеть эту трудность, а

также трудность, возникающую в Карма Йоге, когда она выполняется сама по себе,

появилась Бхакти Йога, заняв видное положение. Тот, кто обычно неспособен быть

непривязанным к миру и не имеет умственных сил отличить истинное Я от

неистинного, может силой любви перепрыгнуть пропасть и достичь цели. Но как

может человек любить то, что не имеет ни вида, ни формы? Так бхакта укрепляется

в любви к некоторому ИШТ-ДЭВА, какому-то определенному проявлению Бога. Но при

преодолении этой практической трудности он оказывается в тех же ограничениях,

что и джнани. Избранный Ишт-дэва по самой своей природе представляет

ограничение, накладываемое на Безымянный и Бесформенный Абсолют. И даже если

бхакта достигнет уровня этого проявления, сможет ли это ограниченное существо

взять его за пределы себя к Тому, что не имеет ограничений?

Изучение жизней выдающихся представителей этой системы проясняет дело.

Рамануджа, хорошо известный мистик средних веков, не смог понять учения своего

предшественника, Шанкары. Он следовал тому, что в индийской философии известно

как школа ВАСИШТ АДВАЙТА, т.е. что Атман может достичь Ишвара (Бога как

проявленного Творца вселенной) и может стать насыщенным космическим сознанием,

но он никогда не может стать единым с Ним. Что говорить тогда о достижении Бога

как Непроявленного, Безымяннного Брахмана? Опыт Шри Рамакришны в наше время еще

раз выявляет это ограничение. Он всегда был поклонником Божественной Матери, и

она часто благословляла его своими видениями. Но он всегда воспринимал ее как

нечто иное, нежели он сам, как силу вне себя, для чьих действий он часто мог