Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж

Венец Жизни

Она основана на предположении, что истинное Я в человеке

совершенно отлично и более чудесно, чем то, что обычно предполагается и чем

кажется в повседневной жизни, где оно подвержено ограничениям, давящим на него

со всех сторон, заставляя его выглядеть для всех практических целей конечным

элементом, а не безграничной реальностью, какой оно в действительности является.

Кроме того, эксперименты в Раджа Йоге должны выполняться на самом себе, в

отличие от других наук, в которых весь процесс экспериментирования проводится на

внешней природе. От Раджа Йога не ожидается принятие вещей само собой

разумеющимися или слепое признание авторитета священного писания или чего-то

иного. Его путь - это эксперимент на себе в лаборатории разума, и он

продвигается медленно, но неуклонно, шаг за шагом, и никогда не останавливается,

пока цель не достигнута.

Человек, согласно Раджа Йоге - слоистая сущность, и одет во множество

оболочек, одна внутри другой, т.е. тело, телесные привычки, образ жизни,

унаследованные и приобретенные чувства и пристрастия, жизненные энергии,

беспокойный разум с бесчисленными умственными вибрациями, всегда активная воля и

эгоцентричность и т.д. - все они образуют коши или завесы, покрывающие атман.

Внутри них лежит драгоценность самой Сущности, вечное Я под феноменальной

личностью. Таким образом, полное освобождение (МУКТИ) состоит в полном

избавлении от бесчисленных ограничивающих процессов, окутывающих Бесконечный

Океан Созидательного Жизненного Принципа, чтобы иметь всю силу, всю жизнь, всю

мудрость, всю радость, все блаженство и все остальное в его полноте. Иными

словами, это означает деперсонализацию души, буквально, срыванием личности или

маски, которую надевает актер, когда выходит на сцену играть свою роль. Работа

Раджа йога - раскрыть Реальность внутри себя, устранив бесчисленные маски или

ложные отождествления, и тем отделить великое Я от окутывающих оболочек,

которыми оно загромождено.

Аштанг Йога, или восьмиричный путь Патанджали, ведет к тому, что широко известно

как Раджа Йога. Это лестница, посредством которой достигают НИРБИДЖ САМАДХИ,

УНМАНИ, СЕХАДЖ-АВАСТХА или ТУРЬЯ ПАД, которое является венцом всех систем йоги и

цветом йоговского искусства. Она имеет дело с тренировкой разума и его

психическими силами до той степени, которая может привести к Просветлению,

посредством которого достигается истинное восприятие, и человек приобретает

уравновешенность, состояние бодрствующего транса. Его душа непоколебимо

внутренне фиксирована в своем центре, САМ, даже если он может внешне быть занят

мирскими делами, как остальное человечество. Это состояние является кульминацией

всех йоговских усилий и практик и, однажды достигнув его, йог, живя в мире,

больше не принадлежит миру. Именно так Радж Риши Джанак и Господь Кришна, принц

йогов, жили в мире, всегда занятые мирской деятельностью, поддерживая колесо

мира в своих руках в постоянном движении, и все же с неподвижным центром,

фиксированным на Божественном Плане. Все их действия характеризовались

деятельностью в бездействии. Такова вершина системы йоги, состояние, в котором

чувства, разум и интеллект приходят к неподвижности. В КАТХА УПАНИШАД сказано:

Когда все чувства успокоены, когда разум находится в покое,

когда интеллект не волнуется - это, говорят мудрые,

есть высшее состояние - Кайвалья Пад

(состояние высочайшей реализации).

Оно направлено на Самадхи (финальный шаг в системе йоги Патанджали), посредством

которого индивид деиндивидуализируется и воспринимает внутри себя всеобщность,

неограниченную и невоплощенную, безграничную и свободную, всепроникающую, как

эфир. Таково видение всех вещей в аспекте вечности.

Здесь были бы уместны несколько слов о состоянии Самадхи. Самадхи может быть

сознательным или сверхсознательным. В первом разум осознает объект, а во втором

есть внутреннее спокойствие, в котором как будто при вспышке видят и получают

настоящее прозрение об объекте, каков он в действительности. Это есть видение

души (внутренним духовным глазом), когда наши телесные глаза закрыты, это есть

познание прямым и непосредственным восприятием, в отличие от опосредованного

знания, т.е. через посредство дымчатых очков чувств, разума и интеллекта. Это

состояние спокойного безмолвия, далеко удаленного от сводящего с ума внешнего

мира. Это мистическое состояние, в котором чит, манас, будхи и аханкар теряют

свои соответственные функции, и только освобожденное и деиндивидуализированное