Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

юриспруденции. Так, например, оно утверждает: если

узурпации инквизиторов, которые они себе позволяют в отношении светских

судов, одобрены буллами, то их позволительно совершать. Но это не должно

удивлять, ибо эпоха, о которой я говорю, была временем господства крайне

ультрамонтанских мнений в канонической юриспруденции. Следует гораздо более

изумляться тому, что все вышеизложенное могло быть высказано среди стольких

заблуждений и что нашлись достаточно сведущие люди для поддержки принципов,

которые очень немногие из испанских юрисконсультов того века осмелились бы

защищать.

Статья третья

ПРОПОВЕДЬ, СКАЗАННАЯ ИНКВИЗИТОРАМ САРАГОСЫ

I. В 1693 году позволили напечать указ главного инквизитора,

запрещавший чтение произведений Барклая как содержащих несколько еретических

тезисов, между прочим тот, который утверждает, что папа не имеет права

низлагать королей и освобождать подданных от присяги в верности, и другой,

который ставит верховного первосвященника ниже Вселенского собора. Таково

было расстройство, царившее в сфере идей и в состоянии знаний в несчастное

царствование Карла II. В подтверждение сказанного я приведу проповедь этой

эпохи, которая была сочтена достойной чести напечата-ния. Она была

произнесена братом Мануэлем Геррой Рибе-рой, матуринским монахом, доктором

богословия, профессором Саламанкского университета, королевским

проповедником, синодальным экзаменатором Толедской архиепископии и трибунала

апостолической нунциатуры. Он произнес эту проповедь в церкви

францисканского монастыря в Сарагосе перед арагонскими инквизиторами 1 марта

1671 года, в воскресенье Великого поста, в день чтения ежегодного указ