Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

подобное же бреве епископу Хаэна, канонику-учителю Толедо, и

профессору Мансио. Главный инквизитор назначил для этой цели комиссаров,

которым он вручил письменные инструкции. Комиссарам было предписано

потребовать от них присягу говорить правду и хранить тайну; обязать их

заявить, что мотив, по которому они одобрили катехизис в 1558 году и

переменили мнение впоследствии, был основан на более серьезном и более

глубоком изучении этого труда, а также на знакомстве с другими сочинениями

автора; заставить их изложить в отдельном документе, как они судят теперь о

произведениях и вере Каррансы, остерегаясь говорить, будто они делают это по

приказу короля, как они сообщали в первый раз, но, наоборот, заявляя, что

действуют в силу папского бреве.

XII. Комиссары исполнили поручение в течение сентября, октября и

ноября, и труд их был послан в Рим в декабре. Я замечу, что дом Франсиско

Бланке, осудивший 29 апреля шестьдесят восемь тезисов катехизиса, 29 октября

признал ложными двести семьдесят три тезиса, как в катехизисе, так и в

других сочинениях, и шестьдесят три тезиса из этого числа назвал

еретическими.

XIII. Эта необычайная перемена взглядов пяти лиц, теперь утверждавших

то, что ими раньше не признавалось, объяснялась в их заявлениях как

продиктованная справедливостью, совестью, ревностью к католической вере и

намерением угодить Богу. Именно эти чувства будто бы заставили богословов

объявить, что они считают себя обязанными, чтобы быть верными закону Божию,

обнаружить свои убеждения и тем обеспечить торжество истины и правосудия.

Интрига не преминула произвести в Риме результат, горячо желаемый королем,

членами совета и всеми агентами святого трибунала, в которых ненависть

будила желание гибели архиепископа.

Статья четвертая

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

I. Показания пяти новых значительных свидетелей, приобщенные к

процессу, переведенные на латинский язык, с осуждениями, рассматриваемыми

как их составная часть, совершенно изменили процесс. Они доставили прокурору

инквизиции, испанским юрисконсультам и некоторым подкупленным юрисконсультам

Рима оружие тем более страшное, что имена Герреро, Бланке и Дельгадо

пользовались бесконечным уважением со времени Тридентского собора и их

показания были подкреплены довольно большим числом доводов, убеждающих, что

мотивы для перемены их мнения были искренни и законны.

II. Григорий XIII попал в западню, которой ему действительно трудно

было избежать, так как интрига имела своим главою такого могущественного

государя, как Филипп, а агентами - членов такой искусной и страшной

корпорации, как испанская инквизиция. Григорий хорошо распознал в Мадриде

пружины, приводимые в действие для гибели Кар-рансы, и уверил Пия V, что

нельзя справедливо решить этот процесс, если бы даже это было поручено

иностранным судьям. Но он был далек от мысли, что в Риме недоброжелательство

против Каррансы проявится, быть может, еще более активно.

III. Папа любил справедливость. Он думал, что поступает согласно ее

требованиям, когда он приказал 14 апреля 1576 года, накануне Вербного

воскресения, дому Бартоломео Каррансе, архиепископу Толедскому, отречься от

всех ересей вообще и в частности от шестнадцати лютеранских тезисов, в

которых его объявили заподозренным. В наказание за проступки, подавшие повод

к этому приговору, ему было запрещено на пять лет отправление должности

архиепископа; он был присужден к заключению на этот срок в доминиканском

монастыре в городе Орвието в Тоскане, а пока в доминиканском монастыре

Минервы в Риме, где на него наложили в виде духовной епитимьи некоторые

благочестивые упражнения, между прочим посещение в один день семи церквей:

Св. Петра, Св. Павла, Св. Иоанна Латеранского, Св. Креста в Иерусалиме, Св.

Севастиана, Св. Марии Великой и Св. Лаврентия. Запрещение инквизиции чтения

его катехизиса на испанском языке было удержано.

IV. Лютеранские тезисы, от которых Карранса отрекся и в которых его

объявили заподозренным, были следующие:

1) Дела, совершенные без духа любви, какого бы свойства они ни были,

суть грехи и оскорбляют Бога.

2) Вера есть первое и главное средство обеспечить свое оправдание.

3) Человек безусловно оправдан правосудием Иисуса Христа; этим

правосудием