Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

допрашивали

обвиняемых и свидетелей в процессах по делу о колдовстве, ничем не

показывая, что они верят чудесам волшебников; наоборот, они должны делать

вид, что считают их неправдоподобными, потому что, слишком предаваясь

предрассудку, заставляющему допускать их, они задают вопросы таким образом,

что внушают обвиняемым мысль, будто те угодят инквизиторам, если будут

умножать истории о колдунах и чудесах чародеев.

XXXIII. Автор цитированного труда, возвращаясь к обстоятельствам

процесса, которым он занимается, излагает также три взгляда. Первый

позволяет видеть во всех феноменах этого рода только действия естественных

причин, без помощи и активного мистического влияния демонической силы, если

не считать таковой ту силу, которая довела обвиняемых до совершения

преступлений и толкнула этих людей, одержимых желанием угодливости или

мести, удовлетворить эти чувства средствами чисто человеческими; но эти

человеческие чувства они объясняют деяниями сатаны, для того чтобы иметь

подражателей и умножить число сообщников. Второй взгляд предполагает

реальность договора с дьяволом ввиду вероотступничества колдунов и

приобретенного ими познания ядов и смертоносных мазей; но этот взгляд

отвергают путешествия и появления колдунов на ночных сборищах, хотя сами

колдуны думают, будто они действительно там бывали; их перелеты по воздуху с

одного места на другое отрицаются этим взглядом, хотя сами колдуны и

воображают, что дело так происходит; наконец, отвергаются все чудеса,

которые колдуны рассказывают о своих собраниях и которые им кажутся

неоспоримыми. Приверженцы этого взгляда думают, что употребление колдунами

мазей и порошков повергает их в сон и дьявол пользуется этим временем, чтобы

запечатлеть в их мозгу видения, в действительность которых они верят после

своего пробуждения. Наконец, по третьему взгляду богословов все происшедшее

есть результат договора, как удостоверяют свидетели и признают обвиняемые,

по попущению Бога, намерения которого не дано знать людям.

XXXIV. Автор убедительно доказывает следующее: как католики, мы должны

признать, что Бог может допускать факты, о которых идет речь, но необходимо,

однако, отвергнуть, что они случаются так часто, как можно было бы думать на

основании той важности, которую трибуналы придают этому роду дел; они не

могут произойти без стечения чрезвычайных обстоятельств, которые служат для

исполнения планов провидения ради спасения душ, торжества религии,

уничтожения греха и обращения грешников. Но ничего подобного не видно ни в

собраниях колдунов, ни в их действиях; наоборот, несомненно, что в этой

шайке все ведет к массе самых чудовищных преступлений (по крайней мере, по

намерению) против Бога и святых, против людей и природы.

XXXV. Изложенные доводы приводят автора сочинения к мысли, что среди

случаев, о которых рассказывают колдуны, некоторые достоверны и реальны, но

произведены естественными средствами; другие - только плод воображения,

вроде сновидений, видений умалишенных и бреда больных. Люди, с которыми

происходят эти иллюзии, верят в реальность неотвязно преследующих их

призраков, поэтому те, которых называют кающимися, так добросовестно

передают факты. Наконец, есть вещи, которые не случались на самом деле и не

являются плодом больного воображения, но о которых, однако, некоторые

повествуют, чтобы сделать свою историю более поразительной и удовлетворить

свое тщеславие, - мотив, столь могущественный у всех людей и столь часто

заставляющий их предпочитать постыдные химеры более прочным благам.

XXXVI. К разряду вещей совершенно реальных, которые являются делом

колдунов, следует отнести убийства людей, потому что можно быть убийцей, не

будучи колдуном, употребляя смертоносные соки растений, порошки, мази,

жидкости или другие вещества. Когда воображение совершившего преступление

вновь обретает обычное спокойствие, возможно, он начинает думать, будто

использовал дьявольские приемы в своих самых естественных действиях, и эта

мысль овладевает его умом.

XXXVII. Второй род явлений, вменяемых в преступление колдунам и не

выходящих за пределы естественного порядка вещей, - путешествия по воздуху

для прибытия на ночные сборища и подробности относительно того, что там

происходит. Автор напоминает, что