Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

умер в

тюрьме до произнесения окончательного приговора по его главному делу.

Статья вторая

СЕКТА КОЛДУНОВ

I. 7 и 8 ноября 1610 года инквизиторы Логроньо справляли самые

торжественные аутодафе, присудив пятьдесят два человека: одиннадцать к

релаксации, двадцать - к примирению с Церковью и двадцать одного - к разным

епитимьям. Из числа релаксированных шесть были сожжены живьем и пять

фигурально, с вырытыми из земли их останками. В числе других находилось

шесть богохульников, восемь высказавших подозрительные положения, шесть

иудействующих, один омусульманившийся, один лютеранин, два вора, мнимые

слуги святого трибунала и восемнадцать колдунов.

II. Я уже говорил, что каждый трибунал инквизиции ежегодно справлял по

крайней мере одно аутодафе с более или менее значительным числом жертв. Я

мог бы поэтому не упоминать об этом аутодафе, но счел своей обязанностью

говорить о нем, потому что оно представляет обстоятельства, достойные

особого внимания. Одиннадцать человек, присужденных к релаксации, и

восемнадцать примиренных составляли часть секты колдунов. Их показания были

откровенны и пространны, чего нельзя было добиться от шести человек,

присужденных к релаксации. Выяснилась сущность этой ассоциации, ее система и

действия. Подробности, данные ими, так многочисленны и разнообразны, что

несмотря на то, что я упоминал уже в другом месте об этом предмете, скажу о

нем здесь, чтобы выяснить, если возможно, предмет, который во все времена

давал материал для множества небылиц. Если можно полагаться на признания

восемнадцати примиренных и Марии де Сусайя, которая была релаксирована как

проповедующая еретичка, двадцать девять осужденных происходили из местечка

Вера и поселка Сугарамурди в долине Бастана, в королевстве Наваррском, на

границе Франции. Они называли свое собрание акеларре [127] - гасконским

словом, означающим Козлиный луг, потому что собрание происходило на лугу,

где дьявол обыкновенно показывался им в виде этого животного.

III. Понедельник, среда и пятница каждой недели были назначены для

собраний, сверх больших церковных праздников, какова Пасха, Пятидесятница,

Рождество. Эти дни специально и торжественно посвящены почитанию,

воздаваемому христианами Богу. Поэтому и дьяволу угодно было, чтобы его

поклонники выбирали те же дни для его особенного почитания. На каждом

собрании колдунов, а особенно при приеме нового сочлена, дьявол принимает

вид человека скучного, сердитого, мрачного и безобразного. Он сидит на

высоком троне, который отчасти позолочен, отчасти черен, как эбеновое

дерево, и снабжен принадлежностями, которые придают ему величие. Он носит

корону из небольших рогов, два больших рога сзади головы и третий -

посредине лба. Последним он освещает место собрания; свет его ярче света

луны, но слабее солнечного света. Глаза, блестящие и ужасные, велики, круглы

и широко открыты. Борода похожа на козлиную; он наполовину человек,

наполовину козел. Ноги и руки похожи на человеческие, пальцы ровны с

невероятно длинными ногтями, законченными острием. Руки его на конце согнуты

наподобие когтей хищных птиц, а ноги заканчиваются гусиными лапами. Его

голос похож на ослиный, хрипл, нестроен и грозен. Слова неотчетливы,

произносятся басом, сердито и беспорядочно, с манерой важной, суровой и

надменной. Его физиономия выражает мрачное и желчное настроение.

IV. При открытии собрания все бросаются на землю и поклоняются дьяволу,

называя его своим владыкой и своим богом и повторяя слова

вероотступничества, произнесенные при приеме в секту. Каждый целует его в

ногу, руку, левый бок, задний проход и мужской член. Собрание начинается в

девять часов вечера; оно кончается обыкновенно в полночь и может

продолжаться лишь до пения петуха.

V. В главные годовые праздники, в дни святой Девы и св. Иоанна

Крестителя, важнейшие из членов секты исповедуют дьяволу свои грехи,

состоящие в том, что они присутствовали за обедней и при других обрядах

христианской религии. Он делает им суровые упреки, запрещает вновь впадать в

этот грех и дает отпущение, когда они пообещают исправиться. Нередко он

наказывает ударами кнута своих исповедников через посредство одного колдуна,

который исполняет обязанности палача.

VI.